Форум » Поиск » Поиск участников конвоя БД-5 или их родственников по Москве и Мск. обл. » Ответить

Поиск участников конвоя БД-5 или их родственников по Москве и Мск. обл.

poluys: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=1197 Поиск участников конвоя БД-5 или их родственников по Москве и Мск. обл. http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1436

Ответов - 2

Шулинин: В очередной раз интересная и полезную информацию предоставли председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий. В который раз благодарю его за это и не устаю это делать. Старшим по званию из участников конвоя БД-5 являлся генерал-майор береговой службы ВМФ Павел Иванович Лаковников. Предлагаю всеобщему вниманию биографическую справку по нему, составленную мной на основе соответствующей справки покойного сотрудника ЦВМА В.М.Лурье (См.: Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941 - 1945). СПб., 2001, С. 135 - 136) с многочисленными необходимыми расшифровками, исправлениями, дополнениями и уточнениями. Павел Иванович Лаковников родился 15(по новому стилю - 27).12.1892 в селе Брусяны, ныне – Ставропольского района Самарской области Российской Федерации. Русский. В 1913 году призван на службу в Российский Императорский флот и направлен на действительную службу в 1-й Балтийский флотский экипаж. В 1914 году, после окончания Школы комендоров Учебно-артиллерийского отряда в Кронштадте направлен на крейсер «Диана», в составе экипажа которого участвовал в боевых действиях Первой Мировой войны на Балтийском море. Являлся артиллерийским унтер-офицером, кавалером Георгиевской медали. С 1918 года – на службе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, вступил в ряды РКП(б). В период Гражданской войны в России «воевал против войск адмирала А.В.Колчака и генерала П.Н.Врангеля», продолжая службу на крейсере «Диана» артиллерийским старшиной, затем – политический комиссар конной разведки 221-го стрелкового полка РККА, старшина артиллерии речной канонерской лодки «Буйный» Волжской военной флотилии, командир береговых артиллерийских батарей Каспийской военной флотилии в Красноводске и Черноморского флота в Новороссийской артиллерийской группе, командир артиллерийского дивизиона в Северо-Кавказском районе Черноморского флота. С 10.1924 по 11.1925 находился на обучении в Высшей Артиллерийской Школе в Детском Селе (ныне – город Пушкин Ленинградской области Российской Федерации), с 10.1929 по 03.1930 – на обучении на Классе береговой артиллерии Специальных курсов ВМС РККА. В дальнейшем продолжал службу в береговой артиллерии ВМФ Черноморского флота: с 11.1925 – командир 1-й группы береговой артиллерии Крымского района береговой обороны, с 11.1926 – командир 2-го, затем – 42-го артиллерийского дивизиона Батумского района береговой обороны (в 1928 году награждён именным оружием), с 03.1930 – командир и военный комиссар этого района, с 08.1932 – помощник флагманского артиллериста Штаба флота, с 12.1934 одновременно – помощник Начальника боевой подготовки флота, с 03.1935 – помощник коменданта Северо-Западного укреплённого района по артиллерии. С 06.1935 – комендант Мурманского укреплённого района Северного флота. 26.11.1935 присвоено воинское звание комбрига. В 1936 году награждён орденом Красной Звезды. В 06.1938 уволен из кадров ВМФ, арестован органами НКВД, репрессирован и в дальнейшем находился в заключении. В 01.1940 освобождён из заключения, восстановлен в кадрах ВМФ и в 02.1940 назначен Комендантом Западного укреплённого района Краснознамённого Балтийского флота. Участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в должностях: комендант Кронштадтского сектора Береговой обороны Главной базы Краснознамённого Балтийского флота (с 06.1940), комендант Ижорского укреплённого района флота (с 07.1941), в распоряжении Управления кадров ВМФ (с 09.1941), помощник командующего Беломорской военной флотилией Северного флота по береговой обороне и сухопутным войскам (с 11.1941), Начальник Управления береговой обороны флотилии (с 01.1943). В этой должности и в звании генерал-майора береговой обороны (присвоено 16.09.1941), направляясь в инспекционную поездку на остров Диксон, находился на борту тральщика Т-118 в составе конвоя БД-5 в августе 1944 года. За годы войны награждён орденами Красного Знамени (1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), В должности коменданта Хасанского сектора береговой обороны Тихоокеанского флота (с 10.1944) являлся участником Советско-японской войны 1945 года. Награждён орденом Ленина (1945). После окончания Второй Мировой войны 1939 – 1945 годов продолжал службу на командных должностях в береговой обороне Тихоокеанского флота: Начальник береговой обороны Южного морского оборонительного района (с 08.1945), комендант Береговой обороны Сахалинской военной флотилии (с 12.1945), комендант Владивостокского морского оборонительного района (с 01.1946). С 04.1947 – на Краснознамённом Балтийском флоте в должности коменданта Островного сектора Береговой обороны. С 05.1947 – начальник 2-го морского арсенала ВМФ, в 1948 году награждён вторым орденом Красного Знамени. С 03.1951 – вновь в распоряжении Управления кадров ВМФ. С 07.1951 продолжил службу в Главной инспекции ВМС инспектором (с 11.1952 – старшим инспектором) по береговой артиллерии, морской пехоте и сухопутным частям. 05.05.1952 переаттестован на генерал-майора артиллерии. В 04.1953 уволен в запас и в дальнейшем проживал в Москве, где скончался 12.04.1973.

Шулинин: Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил сверважную и уникальную информацию, раскрывающую некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ждут своего анализа. Для некоторых покажется текст перегружен различными знаками, но таковы научные требования к обработке архивных источников. Константин Борисович соблюдает их. И это правильно. Из «Журнала учёта сведений о боевой деятельности Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 11.05.1944 – 10.11.1948 (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!): «12.08.1944. 20.03. [Из] Диксон[а отправленная шифрограмма] № 9474[.] В точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35[´ восточная] ТЩ-1[1]8 и ТР [здесь и далее – транспорт; «]М[арина] Раскова[»] подорвались [на] минах. ТЩ-114 торпедирован и затонул. Замечено 2 ПЛПЛ. [подводные лодки] противника[.] … Дополнение к [записи за] 20.30. [так в документе; следует читать «За 20.03» - см. выше] 12.08[.1944. Из губы] Белушья [отправленная шифрограмма] № 9889[, подписной] № 2135[.] По данным записи из вахтенного журнала АМ-114: место подрыва ТР «М[арины] Расковой» и АМ-118 - Ш = 73°18´ Д = 67°00´; торпедирования АМ-114 в 01.30 Ш = 73°18´ Д = 67°03´. По докладу командира АМ-114: после подрыва ТР «М[арина] Раскова», АМ-114 пошёл ему под корму, АМ-118[,] описав циркуляцию вправо на 270°, подорвался впереди по курсу «М[арины] Расковой». После подрыва с АМ-118 получены поочерёдно семафоры: 1) «Нести ПЛО», 2) «Выясните состояние ТР», 3) «Стать на якорь». АМ-114 стал на якорь с правого борта от «М.Расковой» в Д = 8 кб [дистанции 8 кабельтов]. С кормы поставил тральную веху, шлюпками и катерами принимал людей с «М[арины] Расковой» и АМ-118. Стоя на якоре[,] аздиком [прибор ультразвукового подводного наблюдения] обнаружил 3 банки мин: 1) в секторе 300° - 320°, d = 700 ярдов [на дистанции 700 ярдов], 2) по пеленгу 100° d = 700 ярдов и 3) в секторе 140° - 160° [исправлено от руки, первоначальная запись не читается] d = 200 ярдов. Нблюдали несколько неподвижных буйков, скрывающихся зыбью. К[омандии]р АМ-114 предполагает, что это [были] буйки [минных] защитников. АМ-114 торпедирован[,] акустик слышал шум торпеды с правого борта. Изменения 12.30. 12.08[.1944.] ТР. «М[арина] Раскова» торпедирован ПЛ пр[отивни]ка в подводном положении [так в документе; следует читать «из подводного положения»], после чего ПЛ, всплыла в 2[-]х кб [кабельтовых] от катера АМ-114, среди 2[-]х шлюпок, 2[-]х плотиков и 2[-]х понтонов в среди [слово зачёркнуто] которых было несколько человек [так в документе; очевидно, следует читать «несколько десятков человек»]. На мостик ПЛ вышло 2 офицера и ПЛ пошла под дизелями в надводном положении, среди шлюпок, идущих к АМ-116, находившемуся в нескольких милях к весту. В направлении скрывшейся ПЛ слышали сильный взрыв. Непосредственно перед торпедированием «М[арины] Расковой», на малой высоте, с веста подошёл [гидро]с[амолё]т, схожий с типом «Каталина», [который,] сделав круг[,] ушёл на Вест». Из «Журнала боевых действий Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 26 апреля по 18 августа 1944 года (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!): 08.08.1944: «… 09.20. [Тральщики] АМАМ-114, [-]116, [-]118 отошли от [причала] Воскресенского ковша [Архангельского порта]. …12.00. Корабли эскорта конвоя БД-5 в составе АМ-114, [-]116, [-]118 вышли из Архангельска на Диксон[. Доложил сигнально-наблюдательный пост] СНиС-322 [Службы наблюдения и связи Беломорской военной флотилии Северного флота № 322] …12.50. Конвой БД-5 – АМ-114, [-]116, [-]118 и ТР [транспорт] «М[арина] Раскова» соединились в районе о[строва] Мудьюг и пошли по назначению[. Доложил] ОД ОВРа ГБ [оперативный дежурный Охраны водного района Главной базы Беломорской военной флотилии Северного флота]». 13.08.1944: «…08.45. Доклад Н[ачальни]ку Штаба С[еверного] Ф[лота] (Полярное) и Алафузову (Москва) о подрыве на минах ТР «М[арина] Раскова» и ТЩ АМ-118 в точке[с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35[´ восточная] и торпедировании АМ-114, согласно полученного донесения от к[оманди]ра АМ-116. К[оманди]р АМ-116 упоминает, что замечались две ПЛПЛ. [подводные лодки] пр[отивни]ка, на борту ТЩ [тральщика находится] личный состав АМ-[1]18 и транспорта, [тральщик АМ-116] следует [в] Хабарово. [Подписной] № 05.48. 13.08.44. НШ. БВФ [Начальник Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота]. … 10.00. Приказание Командующего БВФ (место: [губа] Белушья) К[оманди]ру АМ-116 – Обеспечить ПЛО АМ-118 и транспорта, если они [остаются] на плаву. Возвратиться в Хабарово, если АМ-118 и транспорт затоплены [так в документе; следует читать «затонули»]. С требованием немедленного ответа[.] В копии [-] К[омандиру]ру КВМБ [Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота], К[омандиру]ру ОВРа [Охраны водного района острова] Вайгач. … 10.10. Приказание К[оманди]ру ОВРа Вайгач [подписной] № 0715. 13.08[.] В копии [-] НШ КВМБ [Начальнику Штаба Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота], К[оманди]ру АМ-116 – Дополнительно к [радиограммам за подписными] №№ 0130 и 0132 [в данном деле не записаны] АМ-116, обеспечить встречу последнего, временное размещение на берегу и помощь спасённому личному составу. [Подписной] № 0847 от 13.08. 14.08.1944: …14.00. АМ-116 вышел в район о[стро]в Белый. ШГР [Шифрограмма] № 3636». Из «Журнала боевых действий Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 18 августа по 19 ноября 1944 года (с момента окончания заполнения этого документа его не открывал ни один человек!): 18.08.1944: «…14.55. [В] 10[.]32 [гидро]сам[олёт] «Каталина» вылетел [в] район гибели кораблей [на] поиск барказа, шлюпки и [для] оказания помощи, с аэродрома [губы] Белушья. [Подписной] № 1042. … 16.20. [В] 17.35. 17.08.[1944 тральщик] АМ-116 возвратился [в] Хабарово, [произведя] обследование, траление района гибели «М[арины] Расковой»[, тральщиков] АМ-114, АМ-118. Ни чего [так в документе; следует читать «ничего»] не обнаружено. Место гибели протралено ЭМТ [электро-магнитным тралом]. Мин не обнаружено. [Подписной] № 1200». 19.08.1944: «…16.08. [Гидросамолёт] «Каталина» [из состава] 16 АО [16-го авиационного отряда с] аэродром[а губы] Белушей вылетал [на] поиск барказов [с] людьми, [до] места гибели «М[арины] Расковой». Произвёл посадку [на] месте гибели корабля, подобрал [с воды] 18 [число от руки исправлено, старая запись не читается] человек. [В районе] 25 миль восточнее места гибели обнаружено [ещё] 3 человека. [Им] Сброшены продукты. [Подписной] № 2100[.] НШ.ВВС.БВФ. [Начальник Штаба Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота.] Исправленному [«]18[»] верить[.] ОД [Оперативный дежурный]. …17.30. ТЩ [Тральщик] АМ-117, [большие охотники за подводными лодками] БО-203, БО-210 в 14.40 прибыли на о[стров] Диксон[, имея] на борту 123 пассажира и 7 офицеров штаба БВФ, снятые с погибших кораблей». 24.08.1944: «…08.20. В 22.15 23.08[.1944 в точке с координатами] Ш[ирота] = 73°20´[северная,] Д[олгота] = 68°35[´ восточная гидро]самолёт ГСТ лётчика Козлова, [имея] на борту 14 спасённых[,] рулит в направлении пролива Малыгин. Выслан ТЩ-60 к [гидро]самолёту для взятия людей на борт и оказания помощи [гидро]самолёту. ККВМБ [Командир Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота. Подписной]№ 1025. …12.15. [В] 00[.]30 [гидро]сам[олёт] «Каталина» [(бортовой]№ 3[,] лётчик Фодуков[) произвёл] вылет [в] р[айо]н нахождения Козлова [для] наведения ТЩ-60 на [гидро]самолёт Козлова … [далее идёт сначала абсолютно бессвязный, а затем просто неразборчивый текст (За 20 лет работы в архивах я научился читать практически любые почерки, но здесь у меня сложилось впечатление, что лётчик передавал отдельные русские слова в состоянии кислородного голодания, а оперативный дежурный, в свою очередь, пытался записывать их в журнал в состоянии алкогольного опьянения )) КБС)] … [Подписной] № 0407[.] ОД КВМБ [Оперативный дежурный Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота]. …15.53. НШ КВМБ [Начальник Штаба Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота] указывает, что спасённых людей лётчиком Козловым взял на борт ТЩ-60[. Подписной] № 1154[.] НШ КВМБ. …15.55. Каменев дал место нахождения людей Козловым [в точке с координатами] Ш[ирота] 73°35[´северная,] Д[олгота] 76°25[´ восточная]. …18.07. К[оманди]ру ТЩ-60 приказано следовать [на остров] Диксон ФВК 17 [корабельным фарватером № 17. Подписной] № 1148[.] К[оманди]р КВМБ». 26.08.1944: «…11.45. [В] 04[.]50 [тральщик] АМ-116 прибыл на [остров] Диксон. Ш[ифро]гр[амма] № 10416». 28.08.1944: «…23.15. [В] 19[.]46 [гидро]Самолёт «Каталина» лётчика Туригов[а в точке с координатами] Ш[ирота] - 73°26´[северная,] Д[олгота] - 70°08[´ восточная] обнаружил барказ с трупами». Из «Исторического журнала № 5 Беломорской военной флотилии» за период с 5 января по 31 декабря 1944 года: «28 августа. Оперативные сводки по БФ №№ 221 от 8 августа, 224 от 9 августа, 226 от 13 августа, 227 от 14 августа, 229 от 16 августа, 230 от 17 августа, 231 от 18 августа, 232 от 19 августа, 233 от 20 августа, 234 от 21 августа, 236 от 23 августа, 237 от 24 августа, 238 от 25 августа, 239 от 26 августа. В 13 часов 8 августа конвой БД-5 в составе: ТР [транспорт] «Мария [так в документе; здесь и далее следует читать «Марина»] Раскова», тральщики АМ-114, АМ-116 и АМ-118 вышел из Архангельска на о[стро]в Диксон. В 16 часов 10 минут 11 августа конвой БД-5 прошёл [пролив] Югорский Шар. В 20 часов o 3 минуты 12 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°22´[северная,] Д[олгота] = 66°35´[восточная] ТР «Мария Раскова» и ТЩ АМ-118 из состава конвоя БД-5 подорвались на минах, ТЩ АМ-114 торпедирован подводной лодкой, все погибли. АМ-116 с личным составом ТЩ-АМ-118, командой и пассажирами с ТР «Мария Раскова» следует в Хабарово. По донесению Командира ОВРа [Охраны водного района] о[стро]ва Вайгач ТЩ АМ-116 подобрал 36 человек личного состава АМ-118, в том числе [-] генерал-майора Лаковникова. Из них 8 человек тяжело раненых и 6 человек легко раненых[;] с ТР «Мария Раскова» подобрано 145 человек. Остаются в районе гибели ТР «Мария Раскова» и ТЩ АМ-118 барказ – около 60 человек и семь гребцов спасательной шлюпки АМ-116. Вся команда АМ-114, подобранные им с АМ-118, в том числе [-] командир бригады траления Северного флота капитан 1 ранга Шмелёв – погибли. Корабли держались на плаву 4 минуты. Данные уточняются. 16 августа вылетали в район острова Белый для поиска подводных лодок и поиска и оказания помощи шлюпкам с ТР «Мария Раскова» [гидро]самолёты: один «Каталина» с аэродрома Белушья, один «Каталина» из Усть-Кары. В 8 часов 30 минут 16 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°10´,0[северная,] Д[олгота] = 66°10´[восточная гидро]самолёт «Каталина», вылетевший из Усть-Кары[,] обнаружил АМ-116, производил поиск шлюпок с ТР «Мария Раскова» и наведение кораблей на шлюпки. В 4 часа 40 минут 17 августа 123 пассажира с ТР «Мария Раскова», доставленные ТЩ АМ-116 в Хабарово, посажены на АМ-117, [большие охотники за подводными лодками] БО-203, БО-210 и отправлены из Хабарово на [остров] Диксон. В 16 часов 35 минут 16 августа в точке [с координатами] Ш[ирота] = 72°55´[северная,] Д[олгота] = 70°10´[восточная гидро]самолёт «Каталина», вылетавший из [губы] Белушья[,] обнаружил шлюпки с людьми, сел на воду, принял на борт 18 человек, бросил продовольствие группам людей[,] обнаруженных на берегу. В 8 часов 35 минут 18 августа самолёт УПА, лётчик Козлов доставил на Диксон 25 человек, подобранных со шлюпки ТР «Мария Раскова». 20 августа один самолёт «Каталина» в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°13´[северная,] Д[олгота] = 64°10´[восточная] обнаружил барказ с людьми [в количестве] 35 человек, снял два человека, остальных снять не мог по причине сильного волнения моря. Оставил [им] воду и продовольствие. В 12 часов o 5 минут 20 августа из Хабарова к месту гибели ТР «Мария Раскова» был выслан [тральщик] ТЩ-60, который в o 6 часов o 5 минут прибыл с выполнения боевого задания. В 8 часов 15 минут 23 августа самолёт УПА в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°35´[северная,] Д[олгота] = 67°25´[восточная] обнаружил барказ, на котором находилось 25 человек. К месту обнаружения барказа направлен ТЩ-60. После долгого наблюдения за барказом лётчик Козлов сел на воду [и] принял людей, но подняться [в воздух] не смог. В o 9 часов 24 августа ТЩ-60 встретился с самолётом УПА Козлова, взял на борт 13 человек, а самолёт на буксире отвёл к берегу, в 10 часов 40 минут «Каталина» Козлова вылетела на о[стро]в Диксон. ТЩ-60 вышел то же [так в документе; следует читать «тоже»] на [остров] Диксон. В 21 час 10 минут 25 августа ТЩ-60 прибыл на [остров] Диксон. В o 3 часа 15 минут 28 августа самолёт УПА лётчик Черевичный в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°25´[северная,] Д[олгота] = 70°03´[восточная] обнаружил барказ с 25 трупами. С 30 августа поиски шлюпок и людей прекратились. В течение всего время поисков стояла штормовая погода – ветер [силой] от 5 до 7 баллов и низкая облачность, с частыми дождями. …2 сентября. Приказы Командующего Б[еломорской] В[оенной] Ф[лотилии] № 0479 от 2 сентября [и] Командующего С[еверным] Ф[лотом] № 047 от 19 августа. Исключены из боевого состава Беломорской военной флотилии находящиеся в оперативном подчинении Командира Карской В[оенно]-М[орской] базы тральщики типа «АМ» Т-114 и Т-116 – штат № 024/206 каждого, как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года».



полная версия страницы