Форум » История конвоя в архивных документах » Архивные документы » Ответить

Архивные документы

padun: Re: «Карская экспедиция-2009» http://www.polarpost.ru/forum/viewforum.php?f=36 Сообщение Сергей Шулинин » 28 июн 2009 01:40 Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил новую дозу сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ещё ждут своего анализа. Из «Журнала боевых действий оперативного дежурного Штаба Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 3 по 20 августа 1944 года: «08.08.1944. 13.00. [Конвой] БД-5 в составе ТР [транспорта «]М[арина] Раскова[»,] ТЩ [тральщиков №№] 114, 116, 118 вышел [по марштруту] Ар[хангель]ск [-] Диксон. 09.08.1944. 01.30. Конвой БД-5 прошёл [меридиан острова] Сосновец. 10.08.1944. 14.25. Конвой БД-5 в составе ТР [транспорта «Марина] Раскова[», тральщиков] АМ-114, [АМ-]116, [АМ-]118 скрылся от [сигнально-наблюдательного] поста [острова] Колгуев по П [пеленгу] = 75°, d [дистанция] = 150 каб[ельтовых истиным] курсом 85° в 13[часов] 40[минут]». Из «Исторического журнала Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 1 апреля 1944 года по 9 мая 1945 года «Исключить из боевого состава Карской военно-морской базы тральщики типа АМ № 114 и № 118 каждого, как погибшие при выполнении боевого задания 12 августа 1944 г. Приказ Командира базы № 00175 от 30.09.44 г. … Наши потери: АМ-114, АМ-118, Транспорт «М.Раскова» в зоне Ново-Земельской военно-морской базы» Табличные данные из «Журнала учёта конвойных операций Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 1 февраля по 25 сентября 1944 года в литературном изложении: Конвой БД-5 в составе транспорта «Раскова» под эскортом ТЩ-114, ТЩ-116, ТЩ-118 вышел в 15.00 08.08.1944 на Диксон. Запланирована предварительная противолодочная оборона по курсу движения конвоя до меридиана 50°30´ самолётами МБР-2 и «Каталина». Выполнена только самолётом МБР-2 в сектор № 1, «Каталина» не вылетала по неизвестной причине. Истребительная авиация находилась в готовности на перехват, батареи береговой обороны – в зоне их действия. Конвой погиб в 20.30 12.08.1944, остался только АМ-116 (Составлено по сообщениям за № 2253 от 04.08.1944 и за № 1648 от 06.08.1944 начальника Штаба Беломорской военной флотилии Северного флота, за № 1550 от 05.08.1944 начальника Штаба Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота). Табличные данные из «Журнала оповещений о переходе кораблей и полётах самолётов» Иоканской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота за период с 10 ноября 1943 года по 13 августа 1944 года в литературном изложении: Конвой БД-5 в составе транспорта «М.Раскова», тральщиков №№ 114, 116, 118 вышел из Архангельск на Диксон в 13.00 08.08.1944, проследовал мимо Иоканки в 01.25 10.08.1944, вышел из зоны ответственности базы в 24.00 10.08.1944. Табличные данные из «Журнала боевых вылетов Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 3 января по 31 декабря 1944 года в литературном изложении: 15.08.1944 2 «Каталины» 54-го авиационного полка вели поиск баркаса с людьми в районе гибели транспорта «Марина Раскова» с 05.15 до 22.17. 16.08.1944 2 «Каталины» 16-го авиационного отряда вели поиск баркаса с людьми в районе гибели транспорта «Марина Раскова» с 10.05 до 23.27. 17.08.1944 1 «Каталина» 20-й авиационной эскадрилии вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 13.15 до 23.16. 18.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 10.00 до 18.00. 19.08.1944 4 «Каталины» 44-го авиационного полка вели поиск баркасов и шлюпок с погибшего транспорта «Марина Раскова» в Карском море, 1 «Каталина» 16-го авиационного отряда вела разведку подводных лодок и поиск шлюпок с транспорта «Марина Раскова» в Карском море с 15.00 до 01.40 следующих суток. 24.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибшего транспорта «Марина Раскова» с 10.25 до 20.30, а ещё 1 «Каталина» того же полка вела поиск самолёта, севшего на воду около людей, с 01.00 до 11.02. 25.08.1944 1 «Каталина» 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибших кораблей конвоя БД-5 в Карском море с 03.02 до 14.02. 27.08.1944 1 Каталина 44-го авиационного полка вела поиск шлюпок с людьми с погибших кораблей конвоя БД-5 в Карском море с 11.09 до 19.48. Табличные данные из «Журнала учёта боевых вылетов 20-й отдельной авиационной эскадрилии Военно-Воздушных Сил Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 18 мая до 17 декабря 1944 года в литературном изложении: 29.08.1944 поиск людей с транспорта «Марина Раскова» и разведку сектора № 25-26б выполнял гидросамолёт ПБН-1 (экипаж – Козлов, Палий, Андреев, Брызгалов, Максимов, Гвоздев, Каламбет) с 04.00 до 08.15 (общая продолжительность полёта – 4 часа 15 минут). За полёт израсходовано 1915 кг авиационного бензина и 18 кг масла. Задание не выполнено по метеоусловиям. Выписки из «Журнала боевых действий Новоземельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 30 июня по 22 ноября 1944 года: 15.08.1944. 02.55. 23 h [часа] 00 m [минут сторожевой катер] СКА[-]501 вышел [из] Хабарово в район о[стро]в[а] Белый для осмотра района места гибели ТР [транспорта] «Марина Раскова». 13.37. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Хатунёва поднялся в воздух [на] поиск баркаса. 22.21. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (]лётчик [-] Хатунёв[)] произвёл посадку [в губе] Белушья. Задание не выполнил [в]следствие тумана [в] Карском море. 16.08.1944. 10.05. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (лётчик -] Евдокимов[)] вылетел [в] р[айо]н о[стро]ва Белый. 20.33. С борта [гидро]самолёта [Евдокимова получена радиограмма: «]Как Вы меня слышите[?»]. 21.45. С борта [гидро]самолёта [Евдокимова получена радиограмма: «]Моё место [-] Ш [-] 72°12[´северная,] Д [-] 60[°]49[´ восточная,] имею на борту пассажиров[, среди которых] есть раненые[,] приготовьте катер[. Подписной] № 2135[»]. 23.27. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Едокимова произвёл посадку. 17.08.1944. 01.00. По докладу к[оманди]ра [гидро]самолёта [Евдокимова] – доставил 18 человек[,] подобранных с моторного катера в проливе Малыгина, осталось 11 чел[овек,] которые [в] 07.00 15.08[.1944] вышли на берег, последним сброшены продукты с запиской [с указанием] возвратиться к катеру. 03.20. [Гидросамолёт «]Каталина[» лётчика] Беликова вылетел [из губы] Белушья [в район] о[стро]в Белый [-] Западное побережье п[олуостро]ва Ямал [с задачей:] оказание помощи [в] розыск спасённых [с погибших] кораблей [конвоя БД-5]. 04.09. С борта [гидро]самолёта № 14 [(лётчик -]Беликов[) получена радиограмма: «]моё место [-] ш [-] 72°09´[северная,] д [-] 60°24´[восточная»]. 07.00. С борта [гидро]самолёта [лётчика] Беликова [получена радиограмма: «] конечный пункт [маршрута]закрыт туманом[,] нахожусь в воздухе[»]. 12.40. С борта [гидро]самолёта № 14 [лётчика] Беликова [получена радиограмма: «]В 11 h [часов] 00 m [минут] обнаружил 11 [человек;] погода[:] облачность -] 10 [баллов, высота - ]800 м[етров,] видимость [-] 20 км[»]. 15.56. [Гидро]Самолёт [лётчика] Беликова донёс[:] «Сижу на мели[,] жду прилива». 20.15. [В] 19.08 [гидро]самолёт [«]Каталина[» лётчика] Беликова взлетел[,] в 20[.]05 дал своё место[:] Ш = 72°30´N [северная,] Д = 64°57´Е [восточная»]. 23.12. [Гидро]Самолёт [«]Каталина[»] № 14 [(]лётчик [-] Беликов[)] произвёл благополучную посадку [в губе] Белушья[,] доставил 11 человек[,] оставшихся на берегу[,] с моторного катера[,] обнаруженного лётчиком Евдокимовым в проливе Малыгина. 18.08.1944. 10.32. [Гидро]Самолёт [«]Каталина[»] № 12 [(лётчик - ]Козлов[)] вылетел к о[стро]ву Белый и [в] центральный район Карского моря на поиск карбаса и шлюпок. 20.50. [Гидро]С[амолё]т [«]Каталина[» (]Лётчик [-] Козлов[)] произвёл посадку [на гидро]аэродром Белушья. 20.08.1944. 12.00. От ОД КВМБ [оперативного дежурного по Карской военно-морской базе Беломорской военной флотилии Северного флота: «В] 05[.]40 самолёт Н-275 вылетел на поиск аварийных шлюпок с ТР [транспорта] «Мария [Марина] Раскова». 15.35. От ОД ОВРа [оперативного дежурного Охраны водного района Беломорской военной флотилии Северного флота: «В] 12[.]05 [тральщик] ТЩ-60 вышел [из] Хабарово в Карское море[,] в точку Ш - 73°13[´ северная,] Д - 64°10[´ восточная] для поиска и снятия людей с аварийного барказа «Марии [Марины] Расковой». 29.08.1944. 04.00. [«]Каталина[»] № 12 [(лётчик - ]Козлов[)] вылетел [на] поиск шлюпок в районе западного побережья п[олуостро]ва Ямал. 22.40. Оповещение ОД БФ ОД ОВРа Вайгач [оперативного дежурного Беломорской военной флотилии оперативному дежурному Охраны водного района острова Вайгач: «]05[.]00 – 19[.]00 [«]Каталины[»] № 21 и [№] 22 [будут вести]поиск шлюпок [в районах остров] Вайгач[,] Амдерма[,] Усть[-]Кара, Западный берег Ямала, остров Белый». выписки из «Журнала боевых действий Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 10 августа по 1 сентября 1944 года: 13.08.1944. 04.30. Получено радио [от] к[оманди]ра ТЩ-116[: «Сообщаю] дополнительно место гибели: Ш = 73°22[´ северная,] Д = 66°35[´ восточная»]. 15.08.1944. 03.15. [В] 23[.]00 14.08[.1944 сторожевой катер] СКА-501 вышел [по маршруту] Хабарово – р[айо]н о[строва] Белый для осмотра места гибели ТР [транспорта] «М[арина] Раскова»[. Подписной] № 2330. 16.08.1944. 14.45. [Гидро]самолёт [«]Каталина[»] № 3 [(]лётчик [-] Фёдоров[)] вылетел по маршруту Диксон – о[стров] Белый – район гибели кораблей [конвоя БД-5 на] поиск ПЛ [подводных лодок] пр[отивни]ка и шлюпок с погибших кораблей. 15.20. [Гидро]самолёт ГСТ [(]лётчик - Козлов произвёл посадку Усть Кара 1320 в районе гибели кораблей обнаружил масляные пятна. 18.15. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 3 с лётчиком Федуловым сел в бухте Самолётная. 17.08.1944. 20.04. Через 020 – 025 [20 – 25 мирнут] будет вылетать [гидросамолёт] Н-275 [(лётчик -] Козлов[)] на поиски шлюпок ТР [транспорта] «Марина Раскова». 21.05. [Гидро]самолёт Н-275 Козлова поднялся в воздух. 21.10. [Гидро]самолёт Н-275 скрылся на Weste. 18.08.1944. 04.35. [В] 04.07 в Ш = 72°17[´] Д = 64°05[´ восточная обнаружена] шлюпка[, в которой находятся] люди[,] делаю посадку[. Подписной №] 0109[»]. 05.30. [В 0]5-00 [гидро]самолёт Козлова принял со шлюпки 25 челов[ек] и следует в Диксон. 06.25. Дано оповещение [зенитным] батареям [Карской военно-морской базы] о пролёте [гидро]самолёта Н-275 лёт[чи]ка Козлова. 06.45. [В 0]6[.]35 Козлов прошёл над [островом] Белым. Предполагает быть в Диксоне [в 0]8[.]40. 08.22. Подходит [гидро]самолёт Н-275 Козлова. 08.27. Показался [гидро]самолёт с Westа типа [«]Каталина[«]. 08.35. [Гидро]самолёт Н-275 Козлова совершил посадку. 10.00. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 3 [(]лётчик - Фёдоров[)] вылетел [по маршруту] Диксон – сектора [№№] 25 – 26Б – 28 на поиск шлюпок в море и людей на берегу п[олу]о[строва] Ямал с попутной разведкой противника. 12.35. Дано донесение ОД БВФ [оперативному дежурному по Штабу Беломорской военной флотилии Северого флота] о возвращении [гидро]самолёта Н-275 Козлова [на] Диксон, кот[орый] доставил 25 чел[овек,] подобранных со шлюпки, в том числе: 2 [-] с АМ-114, 7 [-] с АМ-116, 11 [-] с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», 5 [-] с 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота]. 10 чел[овек находятся] в тяжёлом и 15 [-] в удовлетворительном состоянии. При посадке в [гидро]самолёт 3 чел[овека] погибло от психического расстройства. В шлюпке людей не осталось. Место снятия [людей со шлюпки -] Ш - 72°17´[северная], Д - 64°05´[восточная]. 18.10. [Гидро]самолёт «[«]Каталина[«]» № 3 Фёдорова возвратился [с] поиска людей и шлюпок с погибших кораблей (ТР [транспорт] «[Марина] Раскова» и др[угие]) на берегу и в море на маршруте: Диксон – зал[ив] Гыданский –м[ыс] Дровяной – побережье п[олуостро]ва Ямал до о[строва] Мадамбый [?] – Ш - 70°42´[северная], Д - 64°05´[восточная] - Ш - 72°17´[северная], Д - 64°05´[восточная] ([здесь] встретил [гидро]самолёт [«]Каталина[»] НЗВМБ [Новозмельской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота]) [-] п[олуостро]в Скуратова – S [южный] берег о[строва] Белый – о[стров] Шокальского –о[стров] Неупокоева – Диксон, ничего не обнаружено. 19.08.1944. На [тральщике] АМ-117, [больших охотниках за подводными лодками] БО-203, БО-210 прибыло: 6 чел[овек -] комиссия Штаба БФ [Беломорской военной флотилии Северного флота], 122 чел[овека,] снятых с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», из них: один офицер и 8 краснофлотцев Отд[еления] связи [Карской военно-морской] базы, 36 краснофлотцев 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота] и 77 чел[овек] ГУСМП [Главного Управления Северного Морского пути Союза ССР] (в т[ом] ч[исле -] 7 женщин). Все здоровы. 13.55. [Радиодонесение] От [«]Каталины[»] № 11 – [«]Иду на посадку[»]. 17.05. Получено [радиодонесение] от [«]Каталины[»] № 11 [(]лётчик - Сокол[): «В точке с координатами] Ш = 73°13´[северная,] Д = 64[°]10[´ восточная на борт] взял двадцать два человека, осталось в барказе 35[»]. 19.26. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 11 произвёл посадку [в] бухте Лётная[,] доставил 2[2] чел[овека.] Осталось на шлюпке 35 человек. 23.57. С [Гидро]самолёта № 16 уточнено место шлюпок[. Подписной] № 2335. 20.08.1944. 00.15. На [гидро]самолёт № 16 [передан ответ: «Точка с координатами ]Ш = 73°13´[северная,] Д = 64°12´[восточная,] от с[е]редины о[строва] Белый по курсу 270° расстояние 100 миль[»]. 00.20. От [Гидро]самолёта № 16 [радиодонесение: « В] районе [с координатами] Ш = 73°13´[северная], Д = 64°10´[восточная] экипажа на воде не обнаружил[,] возвращаюсь[. Подпись:] Рубан[. Подписной] № 0005[»]. 01.20. [Гидросамолёт «]Каталина[«] № 3 [(]лётчик - Федков[)] произвёл посадку [в] бухте Лётная, никаких людей не обнаружил. 02.20. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 16 [(]лётчик - Рубан[)] произвёл посадку [в] бухте Лётная, шлюпку, людей не обнаружил. 05.38. [Гидро]самолёт Н-275 [(]лётчик - Козлов[)] вылетел на поиск людей в район гибели «М[арины] Расковой». 17.48. [Гидро]самолёт Н-275 [(]лётчик - Козлов[)] произвёл посадку в бухте Диксон, после поиска людей и шлюпок в районе гибели «М[арины] Расковой». 22.08.1944. 12.05. [Из] 11 чел[овек], обнаруженных 16.08.44 лётчиком Евдокимовым на п[олуостро]ве Ямал в гр.гр. [группах из] 6 и 3 чел[овек] 17.08.[1944] приняты на борт [гидро]самолёта Белова. 23.08.1944. 09.15. [В] 08.15 [гидро]самолёт ГСТ [(]лётчик - Козлов[)] обнаружил кунгаз с 25 чел[овекамии на борту] в точке [с координатами] Ш = 73°35´[северная], Д = 67°25´[восточная]. Посадка невозможна. 20.45. Лётчик Козлов [в точке с координатами] Ш = 73[°]28[´ северная,] Д = 68[°]10[´вочсточная] рулит по воде. 22.50. 22.15 Координаты Козлова [-] Ш - 73°20´[северная], Д - 68°35´ [восточная, его гидросамолёт] дрейфует к пр[оливу] Малыгина. 24.08.1944. 01.00. [Гидро]самолёт [«]Каталина[»] № 3 [(]лётчик - Федуков[)] вылетает [в] район нахождения [гидро]самолёта Козлова. 03.40. Донесение от [Гидро]самолёта Федукова: «Вижу [гидро]самолёт[,] веду [его в направлении] на [остров] Белый» [Подписной] № 0321. 03.52. [«]Вижу наши корабли[,] веду [их] на [Гидро]самолёт [Козлова. Подписной] № 0341[»]. 04.30. Козлов доносит: «Надо мной на большой высоте прошёл [гидро]самолёт. Нахожусь вблизи пролива Малыгина[»]. 06.50. [« Тральщик] ТЩ-60 навёл на [гидросамолёт] Козлова[. Подпись:] лётчик Федуков[»]. 09.40. Донесение Федукова: Моряки на 116 ТЩ-60 ведёт Козлова и баржу [Так в оригинале. Очевидно, следует читать как: «Спасённые находятся на борту тральщика Т-116. Тральщик Т-60 буксирует гидросамолёт Козлова и кунгас»]. 10.30. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] [(]лётчик - Рубан[)] вылетел [с] задачей[:] поиска людей и шлюпок в р[айо]н[,] ограниченный координат[амии (см. ниже) и для] оказания необходимой помощи [гидро]самолёту ГСТ Козлова. Координат[ы] р[айо]на Ш - 74°30´[северная,] Д - 72°00[´ восточная,] Ш - 72°51[´ северная,] Д – 62[°]47[´восточная; все координаты зачёркнуты]. 11.00. [Гидро]самолёт Федукова возвратился с задания[.] Задание выполнил. 12.38. [Гидро]самолёт Козлова сделал посадку в бухте Лётной [острова] Диксон. 20.51. [Гидро]самолёт № 16 [(]лётчик - Рубан[)] произвёл посадку [у острова] Диксон. Задание выполнил. 25.08.1944. 03.10. [Гидросамолёт «]Каталина[«] № 11 [(]лётчик - Сокол[)] вылетел [в] квадрат [с вершинами с координатами] Ш = 71°27´[северная], Д = 66°08´[восточная,] Ш = 72°00´[северная], Д = 60°50´[восточная,] Ш = 73°13´[северная], Д = 62°45´[восточная,] Ш = 72°43´[северная], Д = 68°06´[восточная на] поиск людей, шлюпок [с транспорта] «М[арина] Раскова». 14.05. Сделал посадку [гидро]самолёт Н-11 [(лётчик -] Сокол[)]. 27.08.1944. 11.10. [Гидро]самолёт [«]Каталина[«] № 10 [(]лётчик - Гуричев[)] вылетел [на] поиск ПЛ [подводных лодок], шлюпо[к], людей в район, ограниченный [точками с координатами] Ш = 71°38´[северная,] Д = 68°20´[восточная,] Ш = 74°15´[северная,] Д = 66°00[´ восточная,] Ш = 72°53´[северная,] Д = 63°05[´ восточная,] Ш = 73°20´[северная,] Д = 70°00[´ восточная;] в воздухе будет [в течение] 8 часов. 19.46. [Гидро]самолёт № 10 [(]лётчик - Гуричев[)] сел в р[айоне острова] Диксон. Производил поиск людей, барказа, разведку пр[отивни]ка [в] р[айо]не гибели ТР [транспорта] «М[арина] Раскова». [В] 11.30 в точке [с координатами] Ш = 73°26´[северная,] Д - 70°08[´восточная] обнаружил барказ с трупами[,] наполовину залитый водой. 29.08.1944. 02.20. С 04[.]00 [до] 15[.]00 29.08[.1944 гидро]самолёт [«]Каталина[»] Козлова вылетает из [губы] Белушьей на поиски шлюпок по побережью [полуострова] Ямал. 10.28. Черевичный донёс через штаб морских операций: [«В точке с координатами] Ш - 73°25´[северная,] Д = 70°03´[восточная] вижу кангас [кунгас»]. На этой фразе в данном документе заканчиваются записи, относящиеся к трагедии конвоя БД-5. Ранее Константин Борисович писал по поводу погибших в конвое БД-5 моряках-курсантах. Один из них: "... 10. Тимонин (ошибочно - Симонин) Евгений Федорович – курсант, выпускник Московской военно-морской спецшколы, практикант на тральщике Т-118, погиб, похоронен в море в ночь на 13.08.1944" В том же сообщении он цитировал воспоминания курсанта Г.Мармузова, который, в частности, писал: «...Женя Тимонин был подобран одним из кораблей. Он находился в понтонной лодке, в которую свободно, через сетку внизу проникала вода. Такие лодки были годны в тёплых морях, но не в Ледовитом океане… Когда Женю подняли на борт, он был уже мёртв – замёрз. Его похоронили по морскому обычаю. Обернули в простыню, привязали к ногам груз и по доске спустили за борт… …После войны, когда я приезжал к своим родителям, обязательно навещал отца и мать Жени Тимонина. Они всегда были приветливы, очень сокрушались, что не осталось даже могилы сына, куда бы они могли приходить». В одном из архивных докуметов Константину Борисовичу удалось обнаружить указание на точное место захоронения курсанта Евгения Фёдоровича Тимонина, произведённое в 05.00 13 августа 1944 года: "Похоронен курсант Тимоненко [так в оригинале документа] - В[оенно-]М[орское Инженерное] У[чилище] им[ени Ф.Э.]Дзержинского[,] который был подобран мёртвым барказом, шедшим от ТР[транспорта] "Марина Раскова". Местом его захоронения стала условная точка в Карском море с географическими координатами 73 градуса 37 минут северной широты, 63 градуса 42 минуты восточной долготы... Вечная ему память! Константин Борисович обещал предоставить ещё партию архивных сведений. С нетерпением ждём. Ещё раз благодарю Константина Борисовича за проделанную работу по поиску источников информации об истории конвоя БД-5. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин

Ответов - 4

padun: Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 30 июн 2009 00:50 Изветсный нам по публикациям сведений об истори конвоя БД-5 председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил ещё следующую информацию: Выявил ещё целый ряд документов, имеющих непосредственное отношении к истории конвоя БД-5 и частично успел их проработать. Осталось только найти время на компьютерный набор их текстов и на обработку их для публикации... Наиболее интересным в фактологическом отношении оказался вахтенный журнал тральщика Т-60, который 20 - 25 августа принимал участие в поисково-спасательных работах в Карском море (подробно всё будет изложено "впоследствии"). Придя 25.08.1944 на Диксон, он привёз туда 13 спасённых и 4 погибших. Три трупа были сняты моряками ещё 21.08.1944 с дрейфующего в море спасательного плотика "Марины Расковой" - это были неустановленные 2 женщины и мужчина, а четвёртый, так же мужчины был принят 24.08.1944 с "Каталины", как "умерший в самолёте", ранее взятый туда с судового баркаса (об этом я уже писал выше). К 23.00 25 августа тела этих четырёх неизвестных (все - гражданские, то есть пассажиры транспорта) были с борта Т-60 "вынесены на берег". Таким образом, эти четверо погибших с "Марины Расковой" должны были быть похоронены на Диксоне. Вопрос: сохранились ли их захоронения до настоящего времени или они были перезахоронены в одну братскую могилу вместе с погибшими 27.02.1942 участниками обороны Диксона? Как известно, эта могила с масштабным памятником сохранилась до сих пор. Далее оттуда же: к 23.00 25 августа "с корабля отправлены в госпиталь следующие больные: Сатливый В.В. - краснофлотец, Мерзляков И.Д. - краснофлотец, Серебряков Г.Н. - старший лейтенант, Ефремов Г.И. - краснофлотец, Малинин В.В. - пассажир, Дерябин В.И. - краснофлотец, Свитан [или Свитин?] А.С. - краснофлотец, Лабринович В.Г. - пассажир, Нармухамед Ж. - пассажир, Галстухова А.К. - пассажир, Малютин П.М. - старшина 1-го статья [специально привожу именно так, как написано в оригинале документа!], Коркин В.А. - пассажир, Шлигирилов А.М. - старшина". Используя приведённый в начале этой темы общий алфавитный список участников конвоя БД-5 и приложения к нему, могу сказать следующее: Сатливый В.В. - краснофлотец: на первый взгляд в списке ничего похожего нет... Мерзляков И.Д. - краснофлотец: "367. Мерзляков Иван Дмитриевич, краснофлотец, погиб, 45-я рота связи 37 авиабазы ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»" Серебряков Г.Н. - старший лейтенант: "524. Серебряков Геннадий Николаевич, ст. техник лейтенант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»" Ефремов Г.И. - краснофлотец: "184. Ефремов Геннадий Иванович, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»" Малинин В.В. - пассажир: "349. Малинин Василий Васильевич, погиб, командированный управлением Главсевморпути, пассажир транспорта «Марина Раскова»" Дерябин В.И. - краснофлотец: "153. Дерябин Владимир Иванович, краснофлотец, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова»" Свитан или Свитин А.С. - краснофлотец:на первый взгляд в списке ничего похожего нет... Лабринович В.Г. - пассажир: "312. Лавринович Владимир Георгиевич, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова"" Нармухамед Ж. - пассажир: "391. Нармухамедов Джуратай, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова"" Галстухова А.К. - пассажир: "Галстухова Евдокия Кузьминична – фельдшер, 1926 г.р." Малютин П.М. - "старшина 1-го статья": "350. Малютин Павел Михайлович, сержант, спасен, передвижная авиаремонтная мастерская 86 АРМ, 37 авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова» Коркин В.А. - пассажир: "261. Коркин Василий Александрович, спасен, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова"" Шлигирилов А.М. - старшина: "647. Шмигарев Иван Тихонович, старшина, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Итак, Мерзляков и Малинин умерли УЖЕ НА БЕРЕГУ, В ДИКСОНЕ и, таким образом, тоже должны были быть похоронены там. Возможно, что Вы, уважаемый Сергей Владимирович, сможете разобраться с теми двумя краснофлотцами, фамилии которых я прочитал так, как они воспроизведены мной выше, и которые я не смог найти в общем списке. В дальнейшем планирую продолжать публикацию касающихся истории конвоя БД-5 выписок из документа под названием «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию Сергей Шулинин Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 30 июн 2009 00:55 Позволю несколько первых заметок по информацию, предоставленную Константином Борисовичем. «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Запись: "08.40. На корабль для следования на Диксон прибыли майор инженерной службы Мельников, старший лейтенант Пулькин, лейтенант Колотов, лейтенант инженерной службы Кричмар". Майор инженерной службы Мельников - 363. Мельников Алексей Григорьевич, штаб БФ, майор интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии (согласно общего поискового списка участников конвоя БД-5). Далее в тексте будет применяться такой же алгоритм освещения. Старший лейтенант Пулькин - 464. Пулькин Константин Васильевич, тыл БФ, ст. лейтенант интендантской службы, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии. Лейтенант Колотов - 255. Колотов Максим Алексеевич, тыл БФ, лейтенант, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии. Лейтенант инженерной службы Кричмар - похожих данных не нашёл. По вахтенному журналу тральщика Т-60. Сатливый В.В. - краснофлотец - 538. Ситливый Василий Васильевич, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Его родственники найдены. Свитан или Свитин А.С. - 574. Сыпкин Алексей Степанович, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Это только предположение. Уж слишком не похожи фамилии. «Журнала боевых действий Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного флота» за период с 10 августа по 1 сентября 1944 года. Запись от 18.08.1944: "12.35. Дано донесение ОД БВФ [оперативному дежурному по Штабу Беломорской военной флотилии Северого флота] о возвращении [гидро]самолёта Н-275 Козлова [на] Диксон, кот[орый] доставил 25 чел[овек,] подобранных со шлюпки, в том числе: 2 [-] с АМ-114, 7 [-] с АМ-116, 11 [-] с ТР [транспорта] «[Марина] Раскова», 5 [-] с 37[-й] авиа[ционной] базы [ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота]. 10 чел[овек находятся] в тяжёлом и 15 [-] в удовлетворительном состоянии. При посадке в [гидро]самолёт 3 чел[овека] погибло от психического расстройства. В шлюпке людей не осталось..." 3 человека погибли или нет. Если в шлюпке никого не осталось, а среди 25 подобранных нет данных о погибших, то как погибли эти трое? Утонули? «Исторический журнал № 5 Беломорской военной флотилии» за период с 5 января по 31 декабря 1944 года. Запись "20 августа один самолёт «Каталина» в точке [с координатами] Ш[ирота] = 73°13´[северная,] Д[олгота] = 64°10´[восточная] обнаружил барказ с людьми [в количестве] 35 человек, снял два человека, остальных снять не мог по причине сильного волнения моря. Оставил [им] воду и продовольствие". Судя по книге А.Г. Сомкина "Мы помним Вас..." один из этих спасенных был Корельский Александр Гаврилович (стюард, спасен, команда транспорта «Марина Раскова»). В переданной мне статье Ф.А. Романенко говорится о том, что погибшим на гидросамолете М.И. Козлова был Мамедов. Судя по общему поисковому списку участников конвоя БД-5 это: 350. Мамедов Муса Мусгаевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Мамедов Мусса Мустафаевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1897; какой местности уроженец – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самасский с/с.; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 5.01.42 г., Кировободский ТВК Азербайджанской АССР; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – вдовец – дети Мусиафа. Агаф (д); где проживают родственники (подробный адрес) – Азербайджанская АССР, Кировобадский р-н, Самосский с/с, с. Юсуфа. На примере данных о Мамедове хочется напомнить об истории с исследованием понятия "вологодский рабочий (в Нордвик)". На форуме есть посты об этом. Так где точно были захоронены на Диксоне погибшие участники конвоя БД-5? Знали ли об этом захоронении раньше? Извещены ли об этих захоронениях родственники погибших? Будем искать ответы. Помогите найти их. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин Редактор Откуда: г. Салехард

padun: Re: «Карская экспедиция-2009» Сообщение Сергей Шулинин » 30 июн 2009 00:38 Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5. Эти данные ждут своего анализа. Не устаю благодарить Константина Борисовича за проводимую работу. Выписки из документа под названием «Вахтенный журнал № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Так как записи в вахтенных журналах ведутся в соответствии с особыми правилами, с массой условных обозначений и сокращений, то ниже они будут приведены мной в точном соответствии с оригиналом, но в полном, читаемом виде; табличные данные будут даваться в подробном изложении. Из записей за понедельник, 7 августа 1944 года нас заинтересует лишь одна, сделанная в 20.10: «Получено приказание комбрига капитана 1-го ранга Шмелёва: «Корабль приготовить к походу к 09.00 8 августа». За последующие дни будут приводиться полностью все записи, содержащиеся в данном вахтенном журнале. Итак: «8 августа 1944 года, вторник. Архангельск. Занятия и работы: Приготовления к походу, выходу тральщиков Т-118, Т-116, Т-114 с транспортом «Марина Раскова» из Архангельска на остров Диксон. Партийное собрание, собрание старшин и командиров отделений. Занятие с курсантами Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 8/93, больных – 1/12, арестованных – 0/4 человек. Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 120, смазочных материалов – 6, воды – 31, провизии – 42. Обстоятельства погоды: 08.00: направление ветра – WTS, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,4 мм, температура воздуха (°R) – 12,3, температура воды (°С) – 14,8; 12.00: направление ветра – NW, сила ветра – крепкий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 758,5 мм, температура воздуха (°R) – 11,4, температура воды (°С) – 11,2; 16.00: направление ветра – NW, сила ветра – крепкий, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – сильное волнение, высота барометра – 756,5 мм, температура воздуха (°R) – 10,3, температура воды (°С) – 11,2; 20.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,8 мм, температура воздуха (°R) – 7,2, температура воды (°С) – 10,7. Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00. 08.40. На корабль для следования на Диксон прибыли майор инженерной службы Мельников, старший лейтенант Пулькин, лейтенант Колотов, лейтенант инженерной службы Кричмар. 09.30. Сыграли аврал. По местам стоять, со швартовов сниматься. 09.35. Отошли от причала для следования в составе каравана на остров Диксон. 09.40. Следуем по фарватеру Северной Двины в Белое море. Идём в кильватер за тральщиком Т-118, за нами в кильватер – тральщик Т-114. 12.27. Флагман поднял шары на самый малый ход. 12.42. Флагман поднял сигнал «И-3». 13.20. Флагман поднял сигнал «Построиться в ордер № 1». 14.50. Флагман поднял сигнал «Перестроиться в ордер № 2». 14.55. Заняли своё место в ордере № 2, курсовой угол - 80°, дистанция – 12 – 14 кабельтов. 15.50. Флагман поднял сигнал «Курс – Норд». 16.10. Открылся маяк Корец на курсовом углу 66°. Начали учитывать дрейф от ветра WNW силой 5 баллов. 19.00. Ветер уменьшился до 2 баллов. 20.00. Координаты - 65°47,5´ северной широты, 39°26,0´ восточной долготы, ветер – WNW силой 2 балла, волнение моря – 3 балла, видимость – 7 миль. 20.27. Легли на истинный курс 44°. 24.00. Координаты - 66°24,5´ северной широты, 40°42,7´ восточной долготы, штурманская карта № 1215, ветер - NNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 3 мили. 9 августа 1944 года, среда. Из Архангельска. Занятия и работы: Конвоирование транспорта «Марина Раскова» на остров Диксон. Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек. Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 118, смазочных материалов – 5, воды – 29, провизии – 41. Обстоятельства погоды: 00.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,8 мм, температура воздуха (°R) – 7, температура воды (°С) – 8,1; 04.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 756,8 мм, температура воздуха (°R) – 6, температура воды (°С) – 6,3; 08.00: направление ветра – WNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,2 мм, температура воздуха (°R) – 6,2, температура воды (°С) – 7,6; 12.00: направление ветра – NNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,3 мм, температура воздуха (°R) – 11,8, температура воды (°С) – 8; 16.00: направление ветра – NNW, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 760,4 мм, температура воздуха (°R) – 11,0, температура воды (°С) – 8,1; 20.00: направление ветра – N, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 762,2 мм, температура воздуха (°R) – 9,6, температура воды (°С) – 7,8. Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00. 00.00. Следуем в конвое БД-5 из Архангельска на остров Диксон. В составе конвоя: транспорт «Марина Раскова» и 3 тральщика типа АМ: Т-118 под флагом комбрига, Т-116 и Т-114. Командир конвоя – капитан 1-го ранга Шмелёв. Боевая готовность - № 3. Походный ордер - № 2. Наше место на курсовом углу 80° левого борта в 12 кабельтовых от транспорта. 00.10. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 33°». 00.40. Транспорт «Марина Раскова» отстаёт – уменьшил ход. 03.00. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 25°». 03.25. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 350°». 04.47. По сигналу флагман легли на истинный курс 360°. 06.14. С берега надвигается туман. 06.34. Открыта акустическая вахта. Вошли в туман. Видимость – 2 мили. Выставлен вперёдсмотрящий. 06.50. По сигналу флагмана перестроились в туманный ордер. Видимость – 6 – 7 кабельтовых. Флагман дал сигнал: «Истинный курс - 7°». 07.47. Видимость увеличилась до 4 – 5 миль. По сигналу флагмана перестроились в ордер № 2. Вышло из строя электрическое управление рулём. Перешли на ручное управление рулём. 08.00. Координаты - 67°31,8´ северной широты, 41°31,0´ восточной долготы, ветер - WNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 5 миль. 08.15. По левому борту на курсовом углу 167° замечены транспорт, тральщик и катер типа МО. 08.51. Вышло из строя электрическое управление. Застопорили машины. 08.55. Перешли на ручное рулевое управление, дали средний ход. 12.00. Координаты - 68°09´ северной широты, 41°41´ восточной долготы, ветер - NNW силой 3 балла, волнение моря – 2 балла, зыбь, видимость – 15 миль. 13.15. По правому борту на курсовом углу 40° на дистанции 90 кабелтов замечен тральщик типа РТ. 16.00. Координаты - 68°38´ северной широты, 41°44´ восточной долготы, штурманская карта № 1666, ветер - NNW силой 7 баллов, волнение моря – 3 балла, видимость – 20 миль. 17.50. Сигнал флагмана: «Истинный курс - 74°». 18.10. Легли на истинный курс 74°. 20.00. Координаты - 69°03,0´ северной широты, 42°37,0´ восточной долготы. 20.50. Справа на курсовом углу 70 - 90° видны на горизонте дымы 3 судов. 24.00. Координаты - 69°14,0´ северной широты, 44°12,0´ восточной долготы, ветер - NNО силой 2 балла, волнение моря – 3 балла, зыбь от N, видимость – 6 миль. 11 августа 1944 года, пятница. Из Архангельска. Баренцево море. Занятия и работы: Продолжаем конвоирование транспорта «Марина Раскова» из Архангельска на остров Диксон. Тренировка в одевании защитной химической одежды, способы дегазации материальной части БЧ-III. Проверка ведения учёта вещевого довольствия. Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек. Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 112, смазочных материалов – 5,4, воды – 16, провизии – 39. Обстоятельства погоды: 00.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,1 мм, температура воздуха (°R) – 5,3, температура воды (°С) – 5,6; 04.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 763,6 мм, температура воздуха (°R) – 5,7, температура воды (°С) – 5,6; 08.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,1, температура воды (°С) – 7,7; 12.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,4 мм, температура воздуха (°R) – 7,8, температура воды (°С) – 5,6; 16.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – штиль, высота барометра – 764,0 мм, температура воздуха (°R) – 7,3, температура воды (°С) – 5,4; 20.00: направление ветра – штиль, сила ветра – штиль, состояние погоды – дождь, состояние моря – штиль, высота барометра – 763,5 мм, температура воздуха (°R) – 6,8, температура воды (°С) – 5,2. Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00. 00.00. Уменьшили ход до самого малого. 03.30. В связи с повреждениями транспорт «Марина Раскова» начал циркуляцию влево. 03.45. Легли на прежний курс. 04.00. Координаты - 69°33´ северной широты, 55°22´ восточной долготы, штиль, видимость – хорошая. 08.00. Координаты - 69°30,0´ северной широты, 57°00´ восточной долготы, видимость – 80 кабельтов, ветер – W силой 2 балла. 09.55. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 55°». 10.45. Флагман поднял сигнал: «Истинный курс - 75°». 11.35. На флагмане поднят сигнал: «Истинный курс - 88°». 12.00. Координаты - 69°33´ северной широты, 58°34´ восточной долготы, штиль, видимость – 15 миль, штурманская карта – [номер не указан]. 12.53. Прямо по носу 2 силуэта. 13.20. Разошлись правым бортом с гидрографическим судном «Метель», буксируемым буксиром. 15.07. Легли на створ Пырков для входа в Югорский Шар. 15.12. Легли на Дьяконовские створы. 15.45. Легли на Сухоневские створы. 16.07. Легли на створ знаков острова Сторожевой. 16.27. Легли на створ знаков Глинистых. 18.06. Вышли из пролива Югорский Шар. Открыта акустическая вахта. 18.20. По сигналу флагмана построились в походный ордер № 2. 19.55. Перешли на приёмную радиоволну длиной 500 метров. 20.00. Координаты - 70°10,2´ северной широты, 61°04,0´ восточной долготы, штиль, моросящий мелкий дождь, видимость – 7 миль. 24.00. Координаты - 70°42,0´ северной широты, 61°58,0´ восточной долготы». Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин Редактор Откуда: г. Салехард

poluys: Сообщение Сергей Шулинин » 03 июл 2009 18:26 http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=612&start=150 Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию сверважной и уникальной информации, раскрывающей некоторые страницы истории конвоя БД-5, продолжая публикации выписок из «Вахтенного журнала № 3 ТЩ-116 6 ДТЩ БТЩ ОВР’а Г.Б С.Ф.» (Вахтенный журнал № 3 тральщика Т-116 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота) за период с 30 июня по 25 сентября 1944 года. Константин Борисович вносит огромный вклад в исследование истории конвоя БД-5. Огромная благодарность за труд, усердие и целеустремленность. 12 августа 1944 года, суббота. Из Архангельска. Карское море. Занятия и работы: Приборка корабля. Спаксение людей с транспорта «Марина Раскова» и тральщика Т-118, оказание помощи и уход за ранеными. Наличие личного состава (командного состава/не командного состава) – 12/93, больных – 1/1, арестованных – 0/4 человек. Наличие запасов (в тоннах): солярового масла – 110, смазочных материалов – 5,4, воды – 15, провизии – 38. Обстоятельства погоды: 00.00: направление ветра – SО, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 761,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,5, температура воды (°С) – 7,4; 04.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 760,9 мм, температура воздуха (°R) – 6,0, температура воды (°С) – 5,2; 08.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый, состояние погоды – пасмурно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 758,4 мм, температура воздуха (°R) – 6,4, температура воды (°С) – 6,1; 12.00: направление ветра – ONO, сила ветра – штиль, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,3 мм, температура воздуха (°R) – 8,1, температура воды (°С) – 7,4; 16.00: направление ветра – ONO, сила ветра – слабый, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 757,5 мм, температура воздуха (°R) – 9,0, температура воды (°С) – 6,5; 20.00: направление ветра – SO, сила ветра – слабый, состояние погоды – ясно, состояние моря – слабое волнение, высота барометра – 755,8 мм, температура воздуха (°R) – 4,7, температура воды (°С) – 6,4. Повседневная жизнь: побудка – 06.00, завтрак – 06.50, утренняя приборка – 07.10, обед – 12.00, ужин – 18.00, чай – 21.00, раздача коек – 22.00. 00.00. Следуем в конвое БД-5 из Архангельска на остров Диксон. Походный ордер № 3. Впереди по курсу транспорт «Марина Раскова», тральщик Т-118 под флагом комбрига, Т-114 на курсовом углу 80° правого борта, наше место на курсовом углу 80° левого борта в дистанции 12 – 14 кабельтовых относительно транспорта. 04.00. Координаты - 71°16,5´ северной широты, 63°00,0´ восточной долготы, ветер - SO силой 2 балла, волнение моря – 1 балл, видимость – 15 миль. 08.00. Координаты - 71° северной широты, восточной долготы [число градусов не указано], ветер - SO силой 2 балла, волнение моря – 2 балла, видимость – 12 миль. 12.00. Координаты - 72°21,6´ северной широты, 65°03,0´ восточной долготы, ветер - ONO силой 2 балла, волнение моря – 1 балл, зыбь, видимость – 10 миль. 14.00. Нашёл редкий туман. Видимость – 5 – 6 кабельтовых. 14.10. Построились в ордер № 3. 15.00. Видимость улучшилась до 70 – 80 кабельтовых. 16.00. Координаты - 72°54,0´ северной широты, 66°10,0´ восточной долготы. 19.08. Легли на истинный курс 51,0°. 19.57. На транспорте «Марина Раскова» - взрыв. Сыграна боевая тревога. 19.58. Тральщики повернули к транспорту. 20.03. Начали подходить к транспорту с кормы. Тральщик Т-118 начал поворот к носу транспорта. 20.04. Тральщик Т-118 подорвался на мине. Дан ход полный назад. 20.11. Получили приказание комбрига спустить катер и шлюпку и подойти к борту тральщика Т-118. 20.12. Приступили к спуску катера. 20.15. Мотор катера неисправен. 20.20. С тральщика Т-118 сброшена шлюпка, которая при спуске перевернулась в воду. 20.22. Тральщик Т-118 начал заметно погружаться кормой. 20.29. Взрыв на тральщике Т-118, который начал погружаться резко кормой, стал носом вверх. 20.30. Три взрыва на тральщике Т-118. 20.31. Тральщик Т-118 погрузился кормой и скрылся под водой. 20.42. Шлюпку спустили на воду. 20.45. Шлюпка отошла от борта на спасение личного состава тральщика Т-118. 21.41. Подошёл понтон с личным составом тральщика Т-118 – 24 краснофлотца и 5 офицеров. 23.00. Поставили тральную веху. 23.15. Получили разрешение комбрига включить акустический трал. 23.16. К борту подошёл катер с кунгасом, на их борту 70 человек с транспорта. 23.24. Катер отошёл от борта с кунгасом на буксире для снятия людей с транспорта. 23.27. С транспорта даны 3 красные ракеты. 23.30. Включён акустический трал. 23.31. С транспорта дано 5 красных ракет. 23.50. Подошла шлюпка с 4 человеками с транспорта. 23.58. Подошёл баркас [карандашом дописано слово «вельбот»], который доставил 45 человек с транспорта и 2 краснофлотцев с тральщика Т-118, из них

poluys: Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 18 Июль 2009 02:17 Председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий предоставил очередную партию информации: Предлагаю Вашему вниманию составленную мной по различным течечственным и зарубежным источникам историческую справку о пароходе «Марина Раскова»: Построен в 1919 году на верфи «Честер Шипбилдинг Компани» (Chester Shipbuilding Co.) в Честере (США) под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании «Шоумат Стимшип Компани» (Shawmut Steamship Co.). Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad). Включённый в состав конвоя PQ-17, 24.07.1942 прибыл в Архангельск. 13.09.1942 в составе конвоя QP-14 потерпел навигационную аварию в Белом море на рейде Молотовска (ныне – Северодвинск) и после проведения аварийно-спасательных работ вернулся в Архангельск. 24.11.1942 в составе конвоя QP-15 вновь потерпел навигационную аварию в Белом море в районе острова Горяинов. 11.12.1942 спасён Аварийно-спасательным отрядом Беломорской военной флотилии Северного флота и отбуксирован в Молотовск. Официально передан СССР в рамках программы ленд-лиза и после аварийного ремонта на судостроительном заводе № 402 25.03.1943 включён в состав судов Северного государственного морского пароходства Народного комиссариата морского флота Союза ССР под именем «Марина Раскова». 12.08.1944 потоплен в Карском море в районе острова Белый, в точке с координатами 73°18´ северной широты, 67°00´ восточной долготы немецкой подводной лодкой У-365 (U 365). 03.10.1944 грузовой пароход «Марина Раскова» официально исключён из списков судов Народного комиссариата морского флота Союза ССР. Ниже будут приведены основные тактико-технические элементы (характеристики) судна, которые в различных источниках очень сильно различаются, поэтому все их значения приводятся через тире: дедвейт – 8750 – 9083 тонн, грузоподъёмность – 7220 – 7540 тонн, вместимость – 5500 – 5685 брутто-регистровых тонн или 12500 кубических метров, главные размерения: длина наибольшая – 124, 0 – 128,63 – 138,6 метров, ширина наибольшая – 16,4 – 17,37 метров, осадка – 10,61 метров, высота борта – 6,1 метров, мощность паровой машины – 2500 – 3000 лошадиных сил, скорость хода – 11 – 12 узлов, вооружение – одно 76,2-мм орудие, четыре 12,7-мм пулемёта, четыре 7,71-мм пулемёта, штатная численность команды – 55 человек. Продолжаю обрабатывать выявленное в АО ЦВМА по теме конвоя БД-5. На борту "Марины Расковой", а так же тральщиков находилось в целом 354 пассажира, из которых 116 были военнослужащими, а остальные 238 - гражданскими, или "вольнонаёмными", как в документе. Всего было спасено 242 человека, в том числе 130 военнослужащих и 112 "волнонаёмных". Разумеется, что имеются в виду все спасённые - и бывшие пассажиры, и бывшие члены экипажей 3 погибших единиц конвоя. Спасали: тральщик Т-116 - 186 человек (100 + 86 соответственно), лётчик 54-го авиационного полка Евдокимов 16.08.1944 - 18, лётчик того же полка Беликов 18.08.1944 - 11 (с берега Ямала), лётчик Управления Полярной авиации Козлов в тот же день - 25, лётчик Сокол - 2. Так изложено в одном из отчётов. В том же отчёте в числе спасённых поимённо упоминаются: штабные работники капитан 2-го ранга Шевердяков, капитан 3-го ранга Окунев, капитан-лейтенант Воркута, командиры тральщиков капитан-лейтенанты Панасюк (Т-114) и Купцов (Т-118), капитан 3-го ранга Белоусов - "руководитель практики курсантов", акустик Т-114 старший краснофлотец Луговой, "безымянный" 2-й механик транспорта "Марина Раскова". Из числа членов экипажа тральщика Т-116 упоминаются его командир капитан-лейтенант Бабанов, лейтенант Кротюк (бывший вахтенным офицеров корабля в момент торпедирования транспорта) и экипаж катера - старшины 2-й статьи Иванов и Рыкованов, старший краснофлотец Галушко, краснофлотцы Семёнов, Строгалев. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин Редактор Откуда: г. Салехард



полная версия страницы