Форум » Общая информация » Общая информация » Ответить

Общая информация

poluys: Региональная общественная организация «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург) и городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард) проводит работы по организации общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5. Название проекта – «Карская экспедиция-2009». События, произошедшие в августе 1944 г., являются одной из трагичных страниц истории Великой Отечественной войны в Арктике. Цели «Карской экспедиции-2009» — поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и отдание долга по морским традициям тем, кто погиб в этой страшной трагедии. Помощь в организации «Карской экспедиции-2009» оказывают: Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Ямало-Ненецкое региональное отделение партии «Справедливая Россия» (г. Салехард), региональная общественная организация краеведов «Обдория» (г. Салехард), филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Ямал» (г. Салехард), ГУ «Северное издательство» (г. Салехард). География участников расширяется. Организаторы приглашают всех желающих принять участие в организации и содействии проведения «Карской экспедиции-2009». Организаторы проводят работы по розыску данных о погибших (или их родственников) в трагедии августа 1944 года. Надеемся найти выживших (или их родственников). Открывая страницу форума, Вы окажете помощь в осуществлении святого дела. И знайте: «кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию». Мы только в начале пути. От каждого из нас будет зависеть, состоится ли эта экспедиция, и сможем ли мы сделать шаг вперёд.

Ответов - 11

poluys: Из газеты "Моряк севера", орган СМП, Архангельск 23 июня 1984 г. В 1981 году совет ветеранов Великой Отечественной войны и музей Северного морского пароходства начали подготовку материалов для мемориала моряков, погибших в борьбе с немецким фашизмом в 1941—1945 годах. Для уточнения обстоятельств гибели судов, экипажей и отдельных моряков потребовалось просмотреть сотни дел в различных архивах. Некоторые уточнения проводились по фондам Центрального Государственного архива Военно-Морского Флота СССР, Мурманского и Кандалакшского морских портов. Основной документ при уточнении гибели всего экипажа или его части вместе с судном — последняя судовая роль на выход в море. Наиболее легко удалось установить фамилии тех моряков, которые погибли вместе с судном. Большие затруднения были с уточнением обстоятельств смерти отдельных членов экипажа во время налетов и бомбардировок судов вражеской авиацией. Главный документ в этом случае — судовой журнал. К началу 1984 года удалось установить обстоятельства гибели 311 моряков, участвовавших в боевых рейсах на судах как нашего, так и других пароходств, куда они были направлены для пополнения или смены экипажа. Вот их имена: ... Пароход «Марина Раскова» БАГАНОВ Николай Алексеевич — четвертый штурман; ВАГАНОВА Нина Алексеевна — штурманский ученик; ВЕНИКОВ Василий Ивановну — старший лейтенант; ВОЛОЧКОВ Алексей Николаевич — старший механик; ГИЗАТУЛИН Артем Андреевич — машинный ученик; ДЕМИДОВ Виктор Александрович — капитан; ДОРОФЕЕВА Ольга Дмитриевна — камбузник; ЕРМОЛИНА Галина Владимировна — радист; ЕСИПОВ Александр Петрович — матрос; ИВАНОВА Генриетта Николаевна — буфетчица; КАЗИМИР Алексей Александрович — второй штурман; ЛЕПЕШКИНА Екатерина Максимовна — дневальная; МЕНЫПУТКИН Павел Иванович — старший штурман; НАДЕЕВА Евдокия Алексеевна — уборщица; НИКИТИН Георгий Георгиевич — кочегар; ПАВЛОВА Мария Ермиловна — штурманский ученик; ПАНКРАТОВ Константин Киприянович — палубный ученик; ПОЧИНКОВ Герман Семенович — палубный ученик; СМИРНОВ Михаил Константинович — машинист; СУМЕРИНА Агафья Федоровна — хлебопек; СУЩИХИН Николай Петрович — матрос; ФЕДОТОВ Николай Дмитриевич — матрос; ЯКОВЛЕВ Никон Никоиович — кочегар. ... Отредактировано alex_andr (10-06-2008 21:55:33)

poluys: Из ветки "Конвой БД-5" В конце августа к о.Белому прибило кунгас с телами погибших. Высланная похоронная команда захоронила их близко к урезу воды, и могила была размыта волнами и разорена медведем. Сотрудники полярной станции во главе с Ф.П.Снегиревым в середине августа 1947 г. сделали новое захоронение за линией самых сильных штормов и поставили столбик с надписью [3, ед.хр.3253]. В 1994 г. вместе с группой участников российско-шведской экспедиции «Экология тундры-1994» и охотником Петром Окотэтто мы искали его, но безуспешно… [ "Полярная линия фронта" в статье Ф.А. Романенко, О.А. Шиловцева "Судьба российских полярных станций на фоне глобального потепления", «Природа» №9, 2004 г. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATUR … /POLAR.HTM ] Может быть кто-то знает Романенко и Шиловцева, или еще кого-то из «Экологии тундры-1994» ?

poluys: Моряк Севера, Архангельск, 5 октября— 23 ноября 1988 г. Александр СОМКИН ТРАГЕДИЯ У ОСТРОВА БЕЛЫЙ «Приказ начальника Северного Государственного морского пароходства № 25 от 03 февраля 1943 года... ...Принятый от американского правительства пароход «Айронклайд» числить в составе флота с 25.01.43 и именовать с 03 февраля 1943 года в память Героя Советского Союза майора Расковой «Марина Раскова;). Начальник СГМП Новиков Н. В.». ...По заваленным грузами причалам Бакарицы, обдаваемая пылью и выхлопами газов от проезжающих автомашин, пробиралась невысокая девушка с маленьким чемоданчиком в руке. Она шла к причалу, над которым черной громадой нависал корпус большого парохода. Подойдя к самому судну, девушка в изумлении широко раскрыла глазе: — Ну и ну!.. Высоко, казалось к самому небу, возносился борт, покрашенный черной краской. Рядом с этой стеной девушка с ее чемоданчиком казалась себе маленьким муравьем. Он и впрямь был большим по тем временам, пароход «Марина Раскова». Стодвадцатиметровый корпус судна вмещал в себя одиннадцать тысяч тонн груза и припасов, полсотни человек экипажа и машину мощностью в две с половиной тысячи лошадиных сил. Таких судов в пароходстве тогда еще не было. Неудивительно, что девушку поразили размеры парохода, хотя, как и ice архангелогородцы, она знала о флоте не понаслышке и даже сама происходила из семьи моряка. Двадцатилетняя Клава Некрасова только что окончила Архангельский мединститут, и новенький, еще не обмятый диплом врача общего профиля лежал в чемоданчике среди немудреных девичьих пожитков. Не ждала, не думала Клава, что при распределении выпадет ей отцовская морская дорога в жизнь: молодого специалиста без проволочек — время военное — направили в пароходство и уже через пару дней, 24 июля 1944 года. Судовой врач парохода «Марина Раскова» боязливо переминалась с ноги на ногу на бакарицком причале, не решаясь ступить на ступеньку покачивающегося трапа. Трап, косой узкой строчкой перечеркивая борт, уходил вверх к маленьким круглым иллюминаторам, за которыми Клаве уже чудились насмешливые лица моряков. Преодолев, наконец, робость, девушка шагнула на трап и с независимым видом, даже стараясь не держаться за поручни (знай, мол, наших) стала взбираться наверх... ...Через много лет заслуженный врач РСФСР Клавдия Михайловна Некрасова с улыбкой будет вспоминать: — Поднимаюсь по трапу, а в голове одна мысль: «Ну если сейчас грохнусь, прощай и жизнь и докторская практика!..» Поднявшись наверх, Клава напустила на себя важный вид и строго обратилась к вахтенному матросу: — Мне нужен капитан! (Вот так, ни больше ни меньше, чувствуйте, кто к вам пришел!). Но капитану, как, впрочем, и остальным было не до молодого специалиста. Судно готовилось к ответственному рейсу в далекую Арктику. Короткое северное лето не ждало, зато по всей трассе Северного морского пути от Диксона до Тикси «Марину Раскову» ждали с нетерпением на зимовках и полярных станциях: пароход должен был доставить туда смены зимовщиков, оборудование, продукты, материалы для заполярных строек. Клаву провели к вахтенному штурману. Им в этот день был замотанный до предела второй помощник капитана А. А. Казимир. Отведя девушку в каюту, почти треть которой занимал огромный шкаф, штурман передал молодому врачу ключи: — Это от каюты, это от амбулатории, дальше разбирайтесь сами... И через минуту его голос раздавался уже где-то на палубе. Клава открыла шкаф. Почти доверху он был набит коробками с медикаментами. В углу шкафа стояла большая бутыль с маслянисто поблескивающей жидкостью. Клава вздохнула и принялась за разборку лекарств... А в трюмы и на палубу «Марины Расковой» продолжали поступать грузы. Стали приезжать пассажиры, зимовщики с семьями, командированные. Сначала их было немного, но когда судно перешло под погрузку в Молотовск (ныне Северодвинск), поток пассажиров увеличился. Их размещал и в кубриках, каютах комсостава, коридорах и даже в трюмах, где поверх груза были устроен

poluys: Мы ждали папу все годы До июля 1944 года мой папа плавал старшим механиком на судах Северного морского пароходства. А 11 июля того года его перевели в этой же должности на пароход "Марина Раскова", отправлявшийся в Арктику с ответственным заданием. Перед уходом в рейс папа сделал две фотографии - свою с мамой и нашу с братом (мне было четыре года, а Вове - шесть). С последним катером, отправлявшимся в город от борта парохода, прислал письмо, в котором нам с братом наказывал слушаться маму и обещал сообщить о себе дней через 10-15 телеграммой с первого становища. Но это письмо было последним. 12 августа в Карском море разыгралась трагедия. В северных водах оказалась немецкая подлодка, оснащенная самонаводящими акустическими торпедами, которые шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели. С "Марины Расковой" домой не вернулись 23 моряка, в том числе капитан Виктор Александрович Демидов и наш отец - стармех Алексей Николаевич Волочков. Мы не верили в гибель отца и все годы, пока не повзрослели, ждали, что папа обязательно вернется, ведь он у нас такой большой, сильный, выносливый. Каждый год перед 9 мая я езжу в Соломбалу к камню-памятнику морякам, не вернувшимся из походов, и очень надеюсь, что мне удастся съездить на место гибели парохода "Марина Раскова" и бросить в море венок в вечную память о моем отце. Любовь ЧЕРЕПАНОВА (ВОЛОЧКОВА). Врач областной детской больницы. Инф. 25/02/2005 [ "Правда Севера" http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=18290 ]

poluys: Уважаемы дамы и господа! Предлагаем Вам принять участие в организации или работе по осуществлению «Карской экспедиции-2009». Формат экспедиции – общероссийская экспедиция памяти. Рабочее название – «Карская экспедиция-2009». Её цели – осуществить поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и отдать долг по морским традициям тем, кто погиб в этой страшной трагедии. Планируется экспедиция на август 2009 г. Если нам не удастся провести экспедицию в 2009, то проведём в 2010 году. Хотелось бы приурочить проведение экспедиции к 65-летию трагедии в Карском море. Во время экспедиции возможна установка памятного знака на одном из островов (вариант – о. Белый). Начат поиск фамилий выживших, погибших во время трагедии. Мала вероятность того, что мы найдём спасённых в настоящий момент во здравии. Но всё-таки остаётся надежда. Мы можем найти их родственников. Появились различные варианты выполнения экспедиции. В настоящий момент существуют два организатора: региональное общественное объединение «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург), городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард). У РОО «Полярный конвой» уже есть опыт проведения подобных экспедиций. По одному из вариантов, мы хотели совершить экспедицию на двух судах, один со специалистами и оборудованием, второй – с пассажирами. Маршрут экспедиции будет зависеть от маршрута судов, идущих либо специально к месту гибели судна «Марина Раскова» (транспортное судно конвоя БД-5), либо выполняющих этот рейс попутно. Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009» могут быть: 1. генеральным спонсором; 2. спонсором; 3. информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по наличию форм СМИ: печатный, электронный, комбинированный); 4. региональным представителем; 5. участник экспедиции; 6. помощник; 7. организатор проведения определённых работ; 8. сочувствующий. Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется: 1. Информационная помощь. 1.1. .Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальных организаторов, респондентов, спонсоров, участников, помощников, региональных представителей и сочувствующих. 1.2. Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальных организаторов, респондентов, спонсоров, участников, помощников, региональных представителей и сочувствующих. 1.3. Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции. 2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009»). 3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов, розыске лиц. 4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов различных специальностей (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции. 5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009». Отредактировано Shulc (10-07-2008 15:02:51)

poluys: Иван Кукушкин пишет: Мы ждали папу все годы До июля 1944 года мой папа плавал старшим механиком на судах Северного морского пароходства. А 11 июля того года его перевели в этой же должности на пароход "Марина Раскова", отправлявшийся в Арктику с ответственным заданием. Перед уходом в рейс папа сделал две фотографии - свою с мамой и нашу с братом (мне было четыре года, а Вове - шесть). С последним катером, отправлявшимся в город от борта парохода, прислал письмо, в котором нам с братом наказывал слушаться маму и обещал сообщить о себе дней через 10-15 телеграммой с первого становища. Но это письмо было последним. 12 августа в Карском море разыгралась трагедия. В северных водах оказалась немецкая подлодка, оснащенная самонаводящими акустическими торпедами, которые шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели. С "Марины Расковой" домой не вернулись 23 моряка, в том числе капитан Виктор Александрович Демидов и наш отец - стармех Алексей Николаевич Волочков. Мы не верили в гибель отца и все годы, пока не повзрослели, ждали, что папа обязательно вернется, ведь он у нас такой большой, сильный, выносливый. Каждый год перед 9 мая я езжу в Соломбалу к камню-памятнику морякам, не вернувшимся из походов, и очень надеюсь, что мне удастся съездить на место гибели парохода "Марина Раскова" и бросить в море венок в вечную память о моем отце. Любовь ЧЕРЕПАНОВА (ВОЛОЧКОВА). Врач областной детской больницы. Инф. 25/02/2005 [ "Правда Севера" http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=18290 ] Любовь Алексеевна жива и здорова. Работает там же. С ней установлена связь. Она очень хочет стать участником "Карской экспедиции-2009" и посетить место гибели своего отца - старшего механика судна "Марина Раскова" Волочкова Алексея Николаевича. Любовь Алексеевна выразила согласие в поиске родственников погибших и спасённых с конвоя БД-5. Она первая найденная родственница. Верю, что не последняя. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.

poluys: Список участников конвоя БД-5 создан на основе обработке, анализу, документальной проверке и синтезу данных из архивных источников (ЦВМА, ф. 2941, оп. 2, д. 87, л. 189, л. 190, л. 191, л. 192, л. 193, л. 194, л. 195, л. 196, л. 197, л. 198, л. 199, л. 200, л. 201, д. 88, л. 164, л. 165, л. 166, л. 167, л. 168, л. 169, л. 170, л. 171, л. 172, л. 173, л. 174, л. 175, л. 176. л. 177, л. 178, л. 179, л. 180, л. 181). Архивные документы датируются 01.12.1944 г., 25 августа 1944 г. и все подписаны начальником организационно-строевого отдела Беломорской флотилии майором Свердловым. Это основное об источниках. Можно было бы много порассуждать по ним, но сейчас не это главное, важен список, который поможет найти родственников участников конвоя БД-5, а может быть, (ведь, однажды, это произошло) и самих участников трагического конвоя. Данный документ получил название – «список Лещенко-Шулинина». При создании списка были устранены явные опечатки и ошибки, в остальном сохранена стилистика архивного источника. Изучая полученные данные и сопоставляя их, Сергей Шулинин выделил отдельный блок информации об участниках конвоя, имеющих признаки совпадения информации и требующей дальнейшего уточнения и проверки. В данном списке присутствуют группы из 71 двойных и 1 тройная запись. Всего 145 записей. Для количества основного списка это может обозначать увеличение минимум на 72 и максимум на 145 человек. Мне кажется, что есть большая вероятность того, что из 130 записей получится данные о 65 участниках конвоя, остальные записи под вопросом. Краткая характеристика полученных данных: 1. Количество участников конвоя БД-5 (основной список) – 591 человек. 2. Количество погибших – 343 человек. 3. Количество спасённых – 234 человек. 4. Количество участников с невыясненной судьбой – 14 человек. 5. Количество данных на участников конвоя (дополнительный список) – 145. Список сокращений: Список сокращений: ВВС – военно-воздушные силы, БВФ – Беломорская военная флотилия, ГУСМП – Главное управление Северного морского пути, КВМБ – Карская военно-морская база, Карская ВМБ – Карская военно-морская база, АБ – авиабаза, СФ – Северный флот, ПАРМ – передвижная авиаремонтная мастерская, АРМ – авиаремонтная мастерская, БФ – Беломорская флотилия, ВМИУ – Военно-морское инженерное училище, БТЩ - Базовый тральщик, ДТЩ - дивизион тральщиков, ОВР — охрана водного района, ГБ - главная база, ОАД - отдельный артиллерийский дивизион, УПС - Управление правительственной связи, ОКОС - отдел кадров офицерского состава. Требуют расшифровки сокращения: СКС, МСО, ГГУ. Списки находится на вкладке "Внимание! Ведётся поиск" - http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=788 Жду отзывов, замечаний и предложений. Отредактировано Shulc (07-10-2008 15:43:47) Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.

poluys: Откликнулась на статью в газете "Правда Севера" дочь Корельского Ивана Михайловича - Максимова Людмила Ивановна. В списках участников он присутствует. В 1944 году он работал в Архангельской таможне. Как рассказала Людмила Ивановна, ему предложили ехать в командировку или в Николаев, или в Игарку. Посоветовавшись с женой он решил ехать в Игарку. Людмиле Ивановне сейчас 65 лет, живёт в г. Архангельск. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.

poluys: Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 30 июн 2009 21:29 Есть хорошие люди в русских острогах! Убеждаюсь в этом, в который раз. Решил я разослать письма однофамильцам в одноклассниках по последнему списку родственников участников конвоя. Написал, в том числе, и Сорокиным. Из ответов я понял, что делаю это не один. Отозвалась семья Анатолий и Светлана Сорокины. Они оказались однофамильцами разыскиваемому. Предложили свою помощь, чем я бессовестно и решил воспользоваться. Оказалось, что Анатолий тоже жил на ул. Матросова, знал Сеничевых. Они пообещали узнать про Татьяну Ивановну и её детей. Они выполнили своё слово. Анатолий Сорокин съездил по адресу. Татьяна Ивановна жива. Она - двоюродная сестра Александра Александровича Сорокина, ей 87 лет. После того, как в 1933 г. убили мать А.А. Сорокина, он жил семье Татьяны Ивановны. У Тамары Ивановны есть сын - Юрий Иванович, он живёт в Питере. Татьяна Ивановна передала фото брата Анатолию. Анатолий и Светлана Сорокины любезно передали мне их адреса и телефоны. Скоро должны выслать скан на мой email. Спасибо им огромное! Прекрасная семья, всё-таки приятно говорить хорошие слова хорошей семье. Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5: 555. Сорокин Александр Александрович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1914 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – беспартийный; место рождения – г. Буй, Ярославская обл.; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас 1 кат.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Буйским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – дядя: Суманцев Иван Иванович, г. Буй, Игмуновский р-н, д. Денагово. Наш новый помощник Анатолий Попов из Архангельска с успехом провел свою поисковую операцию. Анатолий - радист. Он мне и выслал статью из газеты «Северный Комсомолец» № 15 от 1 мая 2009 года. А сегодня он уже был у Таисии Семеновны. Успел немного пообщаться. Оставил у неё информацию о "Карской экспедиции-2009". Андрей Есипов должен отсканировать фото Германа Починкова. Поздравляю Анатолия с первым почином и надеюсь, что этот успех не будет последним. Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5: 457. Починков Герман Семенович, палубный ученик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». Есть лишний повод поблагодарить всех наших помощников, ведущих поиск участников конвоя или их родственников! Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сообщение Сергей Шулинин » 11 июл 2009 00:51 У меня всегда возникала одна проблема. Всегда приходилось выбирать: или обновить информацию по общему поисковому списку на форумах или продолжать искать информацию для обновления содержания самого списка. Я выбирал последнее. Это действительно проблема. Я один не успеваю всё обрабатывать. Поэтому ранее просил людей поработать с ОБД. Сам при этом искал информацию. Но проблема остаётся пока нерешенной. Я решил, что буду выставлять новые версии общего поискового списка участников конвоя БД-5 периодически после определенного качественного изменения в содержании списка. Что такое определенное? Я для себя ещё четко не понимаю. Где-то очертил в размере 10% от общего количества данных. Субъективно, конечно. Информация по списку меняется каждый день. Приходят правильные названия регионов, районов, городов, поселений. Сам нахожу ошибки. Сейчас изменилась общая нумерация из-за того, что обнаружил запись об одном и том же человеке, которая проходила под 2 номерами. У себя я все изменения вношу. Изменения в самом списке влекут изменения в других записях. Иногда, меняя одну запись, надо внести 10 изменений в других файлах. Но пришла пора обновлять список. Но как обновлять? Обновлять все ветки форумов, где находятся поисковые списки? Это затруднительно. На это уходит очень много времени. Предлагаю обновить http://budaev.pochta.ru/xolm/z-nordflot-K5.htm и выставить файл, например на яндексе, с общим поисковым списком. Нынешнюю версию поискового писка я обозначил как 2.1, сейчас стоит говорить о версии 3.0. Объясню почему. На форуме передачи «Жди меня» я разместил несколько заявок на поиск, где есть адреса. Пришел один ответ по Краснову Валентину Григорьевичу. У меня записано было, что его мать - Прасковья Ивановна – проживала в Никологорском р-не, д. Юговская. Меня поправили – деревня Роговская. Сейчас это Вязниковский р-н Владимирской области. Я поблагодарил за информацию. Мне сказали, что не за что. Тем более что прочитали об этом в ОБД. Тут ко мне подозрение и подобралось. Я помню, что Краснова в числе последних просматривал в ОБД. Решил ещё раз посмотреть ОБД. Не ожидал я такое увидеть. Данные по погибшим участникам конвоя БД-5 12 августа 1944 года с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000187.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000204.jpg из донесения о безвозвратных потерях и «Именного списка безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 10 сентября 1944 года по Северному Флоту». Начинается он с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000177.jpg и заканчивается http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000208.jpg Судя по нумерации в списке приведено 150 участников конвоя БД-5. Но не все погибшие. Например, Воробьев Валентин Андреевич (№ 192 списке) жив, основание вх. 77с-45 г. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000204.jpg Если я правильно понял, то и Савченко Владимир Семенович (№ 87 в списке) http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000191.jpg тоже остался жив. Его запись зачеркнута и есть также информация в самом донесении http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000177.jpg что Савченко Владимир Семенович «…в настоящее время находится во Флотском Полуэкипаже ГБ СФ». Судя по документу «настоящее время» - 23 сентября 1944 года. Там же есть информация о Савченко В.С., что он в списках № п.п. 31. Эту запись я обнаружил здесь - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000261.jpg Она тоже зачеркнута. Вообще интересна вся эта ветвь по СФ, начиная с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000001.jpg и заканчивая http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000365.jpg По Шмелеву Александру Захаровичу есть донесение на http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000175.jpg А вот в донесении (с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000164.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000174.jpg ) и «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 1.08.44 по 20.08.44 по Северному Флоту» нет данных по погибшим участникам конвоя БД-5. Нашел ещё сведения http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000257.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000272.jpg в «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской флотилии». В документе заполнены не все графы. Тут тоже 150 фамилий. С http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000279.jpg - «Именной список безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской Флотилии». Список погибших участников конвоя БД-5 с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000278.jpg. 42 фамилии. Информация объёмная. Я думаю, что ОБД надо ещё раз пробивать, так как, например, по Краснову появилась ещё новая запись - http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 001209.JPG Есть записи из картотеки безвозвратных потерь. Источник – ЦВМА. По картотеке стоит поработать. Там есть и данные по нашим разыскиваемым. Всех эти данных, касающихся участников конвоя БД-5, не только по Краснову, я ранее не видел. Они появились в ОБД недавно. Теперь нужно время, чтобы эту информацию обработать. Не хотелось бы быть навязчивым, но если кто-то будет обрабатывать эти данные, может заодно и обработает по участникам конвоя БД-5? Это тоже важная и ценная информация. По Краснову я нашел ссылку ЦВМА, Ф. 864, О. 1, Д. 1358. Кто-нибудь подскажет, эта ссылка на АО ЦВМА (г. Москва) или ЦВМА (г. Гатчина)? Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сообщение Сергей Шулинин » 11 июл 2009 01:06 Срочно требуется квалифицированный перевод на английский нескольких материалов о "Карской экспедиции-2009" и истории конвоя БД-5. Прошу помочь! Это не для опубликования, а для информирования, как мне сказали, известного в Европе писателя, которого возможно эта тема заинтересует. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин Редактор Откуда: г. Салехард

poluys: Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 02:13 Начал проверять с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000187.jpg Данные по Шмелеву А.З., Маковскому С.И., Абрамову Н.Л., Ермошину А.Т. сходятся (за частичным исключением). Следующая страница. Попов В.Г. Пантелеев А.М., Мухортов И.М., Прохоренков А.А., Борец А.Б. - без особых изменений. Есин И.М. - название района где родился Иван Михайлович, название района и села где жил отец. Следующая страница. Аникин С.И. - другая дата рождения. Филатов М.А. - название района, где он родился, частичное название с/с и, по-моему, правильное название села, где жил его отец. Рыбаков П.Н. - судя по логике документа, то название РВК, интерпретация имени матери и ей отчество. Медведев А.И. - отчество матери и уточнения по адресу её проживания. Рудик К.Е. - наименование района, где он родился. Лаптев Ф.К. – неполную интерпретацию названия района, где он родился, семейное положение. Барабанов А.А. – интерпретация имени сестры. Следующая страница. Антипин Ф.Н. – другое социальное положение. Летунов Б.Ф, - адрес его жены в Ленинграде: жена Летунова П.И., г. Ленинград, пр. Маклина, д. 12. Конов Ф.А. – по-моему, неправильное написание района. Баталов С.Н. – другой год рождения. Баталов С.Н. – адрес проживания его матери: мать Баталова Вера Васильевна, Покровский р-н, с. Федоровка. Капралов Ф.П. – неправильное название района, где он родился, записал статус семейного положения. Клименко Д.С. – фамилия матери, названия села её проживания. Бегло посмотрел http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000273.jpg Дополнительной информации много по всем на одном листе. Я думаю, что там по всем 42 фамилиям будут дополнительные данные. В списке пассажиры парохода «Марина Раскова» - военнослужащие. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 02:18 Есть желающие помочь в работе с ОБД для уточнения данных и внесения изменений в общий поисковый список участников конвоя БД-5? Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Re: Внимание! Ведётся поиск Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 02:52 Я получил письмо от капитана I ранга Дементьева Валентина Александровича, бывшего штурмана тральщика Т-120 того же дивизиона, в котором были и Т-114, Т-116, Т-118. Он пишет: "...в момент гибели конвоя БД-5 мы на Т-120 встречали конвой с Дальнего Востока у мыса Челюскин. Гибель людей с 2-х тральщиков и грузопассажирского транспорта и самих кораблей всех нас просто потрясла: погибли наши друзья". Валентин Александрович - один из спасшихся с Т-120, когда он был торпедирован. Мне удалось с ним переговорить по телефону. Попрошу наших друзей в Калининграде помочь записать его воспоминания. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 20:42 Нашел ещё несколько ссылок в ОБД. С http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000291.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000294.jpg «Именной список безвозвратных потерь личного состава с 10 сентября по 20 сентября 1944 г. Военно-Воздушных Сил Северного флота». Сведения об участниках конвоя только на http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000294.jpg 4 фамилии. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000324.jpg - Из «Списка безвозвратных потерь офицерского состава частей ВВС СФ погибших и пропавших без вести в борьбе с немецкими захватчиками за период с 10.09 по 20.09.1944 года». 4 участника конвоя БД-5. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000001.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial ... 000181.jpg - «Книга учета безвозвратных потерь личного состава частей ВВС СФ». Там надо делать подборку. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сообщение Сергей Шулинин » 12 Июль 2009 20:43 Требуется помощь: 1. конвертировать информацию из графических файлов в текствовый вид согласно определенной форме (42 участника конвоя). С http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...42/00000273.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...42/00000278.jpg в «Именном списке безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 30 августа 1944 года Беломорской Флотилии». 2. проверить на наличие изменений, дополнений в картотеке ЦВМА сведений из предоставленного мною списка и списка с http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...58/00000187.jpg по http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...58/00000204.jpg («Именной список безвозвратных потерь личного состава с 20 августа по 10 сентября 1944 года по Северному Флоту»). Тут данные требуется проверить у 150 уастников конвоя. Все данные, формы готов выслать. Главное, требуется правильно и как написано в документе, а не в ОБД, записывать данные. Есть добровольцы? Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Сергей Шулинин

poluys: Транспорт уходит в вечность http://www.memorial.krsk.ru/Public/80/891209.htm Мрачными были трюмы судов, которые везли на Север репрессированных. По Енисею из Красноярска в Дудинку и Норильск, из Архангельска — по Северному морскому пути — в Нордвик. Стонали от качки «зэка» — Ежовских чистилищ исчадья. Срывались сквозь бред с языка Чернее пучины проклятья. Эта цитата — из лагерного песенного фольклора. Трудна была уже сама по себе дорога. Многие осужденные так и не добрались до пункта назначения. Среди них и те, кто принял смерть не от цинги или пули конвоира, а от фашистских бомб или торпед. Об одном из таких случаев рассказывает журналист А.Левенко Многим читателям «Красноярского рабочего» известно о неравном поединке гитлеровского рейдера «Шеер» с арктическим «Варягом» — ледокольным пароходом «Александр Сибиряков». Произошел этот бой в августе 1942 года у Диксона. Меньше людей знают о драме, разыгравшейся в Карском море в августе 1944 года с пароходом «Марина Раскова». Фашисты расстреляли транспорт новейшими в то время бесследными торпедами. И пучина поглотила вместе с оборудованием и материалами, предназначавшимися для «Нордвикстроя», сотни репрессированных. Немецкие подводные лодки первыми обнаружили промысловики Сметанин и Жильцов. Случилось это 10 августа. Охотники заметили фашистскую субмарину, когда она входила в бухту Полынья (эта гавань с безлюдными берегами вдается в материк в 40 километрах восточнее Диксона). Жена Жильцова добралась по пустынной прибрежной тундре в ближайший поселок и предупредила о появлении вражеской лодки старшего морского начальника капитана первого ранга В.С.Киселева. В ночь на 11 августа Киселев дал радиооповещение об опасности. Трагедия с «Мариной Расковой» произошла 12 августа, во второй половине дня. Несмотря на все предосторожности (конвой держался ближе к отмели у острова Белый), у правого борта, в районе второго и третьего трюмов «Марины Расковой», неожиданно поднялся в небо столб студеной воды и дыма. Торпедная атака. Транспорт дал хрен на правый борт. Вскоре торпеда пропорола борт поспешившего на помощь «Марине Расковой» флагманского тральщика Т-118. Он затонул. Аварийные работы на «Марине Расковой» велись самоотверженно. Но никто не мог дать гарантии, что удастся избежать взрыва котлов, к которым подступала вода из затопленных трюмов. Начались спасательные работы. На кунгасах, шлюпках и спасательных плотах перевозили людей с парохода. Тральщик Т-114 принял в первую очередь женщин и детей (их было здесь 136). И тут грянул взрыв. Водяная шапка накрыла тральщик и увлекла в пучину. Вместе с экипажем, со спасенными с флагманского тральщика Т-118 и более чем с двумястами эвакуированными пассажирами «Марины Расковой». Подоспевший катер поднял из воды и со спасательных понтонов в районе погружения Т-114 лишь двадцать шесть человек. Разыгрался шторм. Катера » тральщики с частью спасенных пассажиров и краснофлотцев вынуждены были уйти к базе. А гребные, парусные суденышки, спасательные плоты оказались во власти разбушевавшейся стихии, которая не унималась более недели. О том, какой героизм проявили военные летчики с Диксона, вылетавшие на поиски оставшихся в живых, объективно и сердечно рассказал инженер-полковник Юрий Дмитриевич Капралов на страницах книги «В конвоях и одиночных плаваниях» (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1985). Ветеран Великой Отечественной войны сумел насытить очерк «Трагедия в Карском море» обширным документальным материалом. Это было непросто, тогда о лагерях репрессированных даже упоминать не разрешалось, и поэтому о конвоируемых на Нордвик осужденных он писал обтекаемо — «строители Нордвикстроя». Обладающий огромным жизненным опытом, автор ни разу не погрешил против истины и в условиях острой цензуры. Сегодня, знакомясь с воспоминаниями и понимая, что стояло за бесстрастным «строители Нордвикстроя», еще большим уважением проникаешься к авиаторам, вылетавшим на поиск кунгасов с людьми. Хотя в те дни штормило, над океаном стояли туманы. Капитан С.В.Сокол нашел спасшихся в море. При четырехбалльном волнении умудрялся подойти к кунгасу, и экипаж передал обессиленным людям бачок с водой. Авиаторы кричали, чтобы люди прыгали в воду и плыли к гидросамолету. Но те, и без мытарств по океану ослабленные в тюрьме, не решались броситься в бушующие волны. В ночь на 23 августа полковник И.И.Козлов барражировал над кунгасом, посылая радиопеленг, чтобы подошло спасательное судно. Но корабля не было. Тогда коммунист, посоветовавшись с экипажем, принял решение садиться и снимать погибающих людей. Обессиленных пассажиров на руках затащили в гидросамолет. Живых на кунгасе оказалось лишь четырнадцать человек. И около тридцати трупов осталось лежать в утлом суденышке. Экипажу Козлова не удалось взлететь. Пришлось рулить десятки километров по вздыбленному морю к проливу Малыгина. Корабли и гидросамолеты беломорской флотилии продолжали поиск до 3 сентября, но в найденных плавсредствах живых уже не было. Лишь в экипаже «Марины Расковой» печальный список составил 23 имени. Количества погибших заключенных мы пока не знаем. Не знаем и имен. Известно лишь одно — медсестры Галстуховой, которая, теряя последние силы, пыталась хоть чем-то помочь обреченным, не имея ни медикаментов, ни перевязочных средств. В те трагические дни все люди невольно объединились и даже на «врагов народа» не смотрели, как на изгоев, видели в них лишь глубоко несчастных людей. Работники радиомаяка острова Белый отдали последний долг двадцати умершим «зэка» из кунгаса, прибитого к мысу Рогозина. Сегодня одна из братских могил находится на островке, отделенном от Белого Рогозинской протокой. Жертвы «Нордвикстроя» умирали на арктических берегах до конца сороковых годов. Но, как и их собратья с «Марины Раскосой», утонувшие в пучине, они не имеют персональных могил. Только ударники-стахановцы, вольнонаемные работники и младенцы покоятся под пирамидками памятников или под металлическими, деревянными крестами. Десятки тысяч погибли от истощения и цинги, от каторжного труда в штольнях и среди белого безмолвия. Еще предстоит поставить стелы над сопками и распадками у моря Лаптевых, где многолетняя мерзлота поглотила тела заключенных. В списках репрессированных должны значиться и около трехсот пассажиров из трюмов «Марины Расковой». ...Безвинно обреченные. Безвестные, но не забытые поколением, которое пробуждается от безгласности. Мы обретаем историческую память. А.ЛЕВЕНКО «Красноярский рабочий», 09.12.89



полная версия страницы